Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс входит в вариативную часть профессионального цикла ООП, дисциплины по выбору
Курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по бакалаврской программе направления подготовки 46.03.01 «История», профилю подготовки «историческое краеведение».
Изучению курса предшествуют:
- знание отечественной истории в объеме основной образовательной программы бакалавриата
- знание специальных дисциплин: история и источники краеведческих знаний, историческая динамика материальной культуры.
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин базового профессионального и вариативного профессионального цикла ООП: теория и методология истории, специальных дисциплин по профилю «историческое краеведение»……………….
Программа курса построена по модульному принципу, в ней выделены три раздела:
1. Теоретико-методологические проблемы изучения культуры российской провинции.
2. Хронотоп российской провинции.
3. Провинциальный характер культуры Урала и Удмуртии.
|
|
Компетенции обучающегося, формируемые
В результате освоения дисциплины
ПК-1 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (пороговый уровень)
ПК-3 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (пороговый уровень);
ПК-14 – способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (пороговый уровень)
В результате освоения курса обучающийся должен:
· Знать:
· Основные понятия и модели функционирования культуры; специфику общего и особенного в развитии российской провинции;
· Особенности становления и развития культуры Урала и Удмуртии;
· Основные составляющие культурного пространства современной Удмуртии;
· Уметь:
· Находить ресурсы для выполнения самостоятельных работ по тематике курса;
· Критически оценивать и сопоставлять между собой источники по истории и культуре Урала и Удмуртии, синтезировать полученную информацию и применять новое знание в дальнейшей профессиональной деятельности.
· Владеть:
· Приемами и методами атрибуции, картирования объектов историко-культурного наследия, их описания;
· Приемами популяризации исторического и культурного наследия своего края; навыками и методикой применения этих знаний в научно-исследовательской работе.
|
|
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,9 зачетных единиц, 108 часов.
№ п/п |
Разделы, темы |
Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | ||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ПК-1 | ПК-,3 2 | ПК-14 | |||||||
Семестр 6 | ||||||||||||
1. | Раздел 1 | |||||||||||
1.1. | Тема 1 | 4 | конспекты | + | + | + | 3 | |||||
1.2. | Тема 2-3 | 4 | 2 | 1 | презентация | + | + | 2 | ||||
1.3. | Тема 4-6 | 4 | 4 | 2 | презентация | + | + | |||||
2.. | Раздел 2 | |||||||||||
2.1. | Тема 7-8 | 4 | 4 | 1 | Сообщения, презентации | + | + | + | 3 | |||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
2.2. | Тема 9-10 | 4 | 4 | 2 | презентации | + | + | + | ||||
3. | Раздел 3 | |||||||||||
3.1. | Тема 11 | 2 | 2 | 1 | карта | + | + | + | 3 | |||
3.2 | Те Тема 12 | 4 | 2 | 1 | Сообщения, доклады | + | + | + | 3 | |||
3.3. | Тема 13 | 4 | 2 | 1 | Сообщения, фотоальбом | + | + | + | 3 | |||
Форма промежуточной аттестации – зачет |
Для заочной формы обучения
№ п/п |
Разделы, темы |
Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые компетенции (код) | Всего компетенций | ||||||
Л. | Пр. | Сам. раб. | ПК-1 | ПК-3 2 | ПК-14 | … | ||||||
Семестр 7 | ||||||||||||
1. | Раздел 1 | |||||||||||
1.1. | Тема 1-3 | 2 | + | + | + | 3 | ||||||
1.3. | Тема 4-6 | 2 | 2 | 10 | Конспект монографии | + | + | + | 3 | |||
2.. | Раздел 2 | |||||||||||
2.1. | Тема 7 | 10 | Аннотация к статье | + | 1 | |||||||
2.2. | Тема 8-10 | 4 | 10 | доклады | + | + | + | 3 | ||||
3. | Раздел 3 | |||||||||||
3.1. | Тема 11 | 2 | 10 | карта | + | + | 2 | |||||
3.2 | Те Тема 12 | 2 | 10 | сообщения | + | + | + | 3 | ||||
3.3. | Тема 13 | 2 | 6 | Каталог памятников | + | + | 2 | |||||
Форма промежуточной аттестации – зачет |
Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Раздел 1. Тема 1.. Национально-региональные модели взаимодействия культуры. Провинциальный – региональный. Столица и периферия.(4 часа).
Культура как часть жизни людей и общества: культурологическое, историческое и религиозно-мифологическое измерения. Культура как форма коммуникаций и культура как совокупность достижений людей (способ и результат деятельности). Основные термины и понятия. Памятник истории и культуры. Памятниковедение. Наследие и наследство. Феномен провинции. Провинциаловедение. «Провинция - как особый слой и аспект Центра» (В.Л.Каганский). Фаллогоцентризм (Ж.Деррида). Архитектоника провинциальной культуры (А.Ф.Лосев).
Темы 2. Функции российской провинции (2 часа)
Многообразие местных особенностей культуры. Функция балансира и базы системы. Функция индикатора уровня национальной культуры. М.Я.Гефтер: «В России провинция сейчас и в прошлом – резервуар человеческого сопротивления унификации». Способность к синтезу новых социально-психологических и культурных качеств. Областные культурные гнезда, по Н.К.Пиксанову. Культура провинции – провинциальная культура – провинция культуры. «Деревенскость» или «природность» провинциальной культуры.
Тема 3. «Хронотоп» российской провинции. Ментальные характеристики провинции. Малые города как социокультурные центры российской провинции (4 часа).
Факторы российской провинции: Пространственный фактор (Н.А.Бердяев). Ментальный фактор – «метафизика» российской провинции. Менталитет: общее, национальное, провинциальное. Аналитическая психология К.Юнга: коллективное бессознательное как отражение опыта поколений. Провинция в искусстве. М.Е.Салтыков-Щедрин и В.Г.Короленко. В.П.Астафьев. Культурные архетипы.
|
|
Социопространственная структура русского города. Город как место диалога социокультурных пространств.
Темы 4. Православная церковь в российской провинции. (2 часа).
Духовные центры Древней Руси. Храмы и монастыри – проводники христианского влияния и духовности на земли и народы России в позднем средневековье и в Новое время. Формирование нового сакрального пространства. Провинциальная культура России XIX в. – взаимодействие «атомов культурной жизни», способствующее общественному развитию страны и народа. Церковный причт и мир. Приходское духовенство.
Темы 5. Интеллигенция в российской провинции (2 часа).
«Доиндустриальная» интеллигенция в России. Трансформация ментальных установок в России в пореформенный период. Просветители и этноконфессиональное сознание. Формирование национальных интеллигенций. Техническая и научная интеллигенция в формирующихся индустриальных центрах в конце XIX – XX вв.
Тема 6. Исторические поселения, усадьбы и ландшафты России (4 часа).
Понятие «культурный ландшафт». Русская усадьба как арена жизнедеятельности – связь с окружающим природным и антропогенным ландшафтом. Роль искусства в формировании усадебного ландшафта. Исторические поселения и усадьбы как объекты культурного наследия. Современное состояние культурных ландшафтов в России. Культурный ландшафт и музеи-заповедники.
Раздел 2. Тема 7. «Хребет России». Становление культурных особенностей Урала (8 часов).
Историко-географические аспекты формирования Уральского региона. Из этнической истории Урала. Старообрядцы и казачество на Урале. Противоборство гуманистических и крепостнических тенденций в культурной сфере Урала. Тип народного героя – Ермак, Е.Пугачев. Образ уральского мастерового человека (сказы П.Бажова).
|
|
Тема 8. Вотчинное землевладение на Урале. Строгановы (2 часа).
История формирования вотчинного землевладения на Урале. Строгановские острожки и села: Орел-городок, Чусовские городки, Соль Камская, Новое Усолье. Библиотека, театр, художественные мастерские. Строгановское «письмо». Крепостные художники и архитекторы. А.Н.Воронихин. Строгановский центр в с. Ильинское. Историограф рода Строгановых Ф. Волегов. Ученые-лесоводы Теплоуховы и их археологическая коллекция.
Темы 9-10. Промыслы Урала. Города-заводы Урала (6 часов).
Солеварение. Золотодобыча. Уральские самоцветы. География медеплавильной и железоделательной промышленности. Горнозаводские центры как тип поселения на Урале. Правовой статус заводского поселения. Население уральских заводов (социальный, этнический, конфессиональный состав). Культурный потенциал заводского общества: образовательный уровень, развитие науки и культуры в заводских округах.
Раздел 3. Тема 11. Язычество и православие в Удмуртии (4 часа).
Религиозно-мифологическая картина мира удмуртского этноса. Боги и герои. Проникновение элементов ислама и христианства в религиозную культуру удмуртов. Христианство в Удмуртии. Цивилизационный подход в изложении Е.Ф.Шумилова. Создание удмуртской письменности. Удмуртские просветители. Неоязычество в XX в.
Тема 12. Традиционная и городская культуры Удмуртии (6 часов).
Традиционный уклад удмуртской и русской деревни. Роль общины и общинного сознания. Природа, быт, характеры в произведениях классиков удмуртской литературы и искусства. Формирование предпринимательского сословия в Удмуртии. Ижевские оружейники. Рабочий класс Удмуртии в советский период. Образ города в литературе и искусстве.
Тема 13. Историко-культурный каркас Удмуртии и проблема его сохранения и использования (6 часов).
Историко-культурное наследие народов УР. Памятники археологии. Памятники архитектуры. Памятники истории и культуры. Памятники искусства. Культурные ландшафты Удмуртии. Музеи и музеи-заповедники УР. Охрана культурного наследия в УР.
Планы практических занятий по курсу «Российская провинция в памятниках истории и культуры»
Компетентность – это результат обучения. Семинарские занятия и самостоятельная работа направлены на близкое знакомство студентов с широким кругом конкретных вопросов изучения культурного наследия российской провинции, на ознакомление с нормативно-правовой и законодательной базой, обеспечивающей сохранение и использование ИКН.
При подготовке к семинарскому занятию, целесообразно обратить внимание студента на местоположение темы в общей программе курса: всегда полезно знать, какой материал предшествует и следует за текущей темой. Ознакомление с общей программой позволит подобрать наиболее полезные документы и литературу, содержащие достаточный объем материала по предложенной теме семинарского занятия. При знакомстве с темой очередного занятия, подумайте, какие вопросы вам уже известны. Познакомившись с литературой, подумайте, какие вопросы могут возникнуть при обсуждении вопросов темы.
Для эффективной подготовки к семинарским занятиям следует первоначально ознакомиться с лекционным материалом по теме. Студентам рекомендуется для ознакомления разнообразная литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки Удмуртского университета и библиотек Исторического факультета и Института истории и культуры народов Приуралья. Это некая гарантия выбора наиболее доступной и понятной концепции ответа на поставленные вопросы. Не забудьте о возможностях медиатеки научной библиотеки УдГУ. Полезную информацию по данной тематике можно почерпнуть в Интернете. Историкам, начинающим активно использовать интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы-Yandex и Google. Первый является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках. Считается, что отведенное для практических занятий время позволит охватить весь запланированный объем учебного материала посредством самостоятельного (с учетом наводящего знания, даваемого преподавателем) обращения студентов к учебной и научной литературе, освоению ими нормативно-правовых документов.
Методика проведения семинарских занятий включает разнообразные формы – зачитывание и комментирование документов, использование картографического и иллюстративного материала, видеороликов, беседы и сообщения, дискуссии, экскурсии. Тем самым достигается максимальное личностно-эмоциональное включение всей группы в продуктивное общение, тесное общение учащегося и преподавателя.
Перечень тем экскурсий, предлагаемых студентам в ходе обучения:
Тема 1. Экскурсия «С чего начинался Ижевск?» - 1,5 часа.
Тема 2. Экскурсия «Ижевск православный» - 1,5 часа.
Тема 3. Экскурсия «Города-сад: Архитектура Ижевска 1940-50-х годов» - 1,0 час
Тема 4. Экскурсия «Ижевск С.Е.Дудина» - 2 часа
Тема 5. Экскурсия «Искусство малых форм» - 2 часа
Интерактивные формы обучения способствуют решению таких познавательных задач как: - изучение новых методологических подходов к познанию явлений культуры (цивилизационный, микроистория, история ментальностей, история повседневности и т.д.);
- понимание механизмов функционирования и развития провинциальной культуры;
- введение в основы законодательной и нормотворческой деятельности в сфере историко-культурного наследия.
Тема 1. Феномен российской провинции (2 часа)
Перечень вопросов:
- Понятие провинции. Диалог «провинция – столица» в культурном контексте.
- Новый подход к локально-региональным феноменам в культуре в 20-е годы XX в. Концепт «культурное гнездо» в русской литературе. Н.К.Пиксанов.
- Понятия «памятник истории и культуры», «культурное наследие». Роль ЮНЕСКО в формировании политики и практики сохранения культурного наследия.
Литература
Бердяев Н.Н. Судьба России. М., 1990.
Библер В.С. На грани логики культур. М., 1997.
Гефтер М.Я. Суверенная провинция: Размышления о судьбах России // Родина. – 1990. - №11.
Деррида Ж. Московские лекции. Свердловск, 1991.
Дмитриева Э.Я. Провинциальная ментальность и культурная самобытность // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1994.
Золин П.М. Памятниковедение – наука // Вопросы истории. – 1990. – №3. – С. 188-190
Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции: вчера и сегодня // Социологические исследования. 1997. №4.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб, 2003. В 2-х т.
Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992.
Петровская И. Театр и зритель провинциальной России: вторая половина XIX века. Л., 1981.
Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар. М.- Л., 1928.
Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.
Россия: диалоги вопросов. М.: Утопос, 2000. – 88 с.
Русская провинция и мировая культура. Ярославль, 1993.
Русская провинция: история, культура, наука. Саранск, 1998.
Русская провинциальная культура XYIII-XX вв. Сб. статей. Пенза, 1996.
Русское православие: вехи истории / ред. А.И.Клибанов. М., 1989.
Чичканова Т.А. Этимология и история понятия «провинция» // Регионология. - 1999. - №5
Шмидт С.О. Памятники в системе науки и общественного сознания // Музееведение. Музеи мира. Сб науч. тр. М., 1991
Шмидт С.О. Памятниковедение. Теория, методология, практика. М., 1986.
Тема 2. Культурные ландшафты России (4 часа)
Перечень вопросов:
1. Понятие культурного ландшафта. Основные подходы к пониманию культурного ландшафта: географический и культурологический.
2. Культурные ландшафты России: (по списку особо ценных объектов России и ЮНЕСКО)
3. Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России.
Литература
Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство / Сб. ст. М., 2001.
Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
Калуцков В.И., Иванова А.А., Давыдова Ю.А,, Фадеева Л.В., Родионов Е.А. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье. М., 1998.
Кулешова М.Е. Природно-культурный каркас и его роль в решении экологических проблем // Материалы Третьей научно-практической конференции “Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия”. М., 1999.
Кулешова М.Е., Захаров Ю.С., Максаковский Н.В. Разработка общей концепции выделения и формирования территорий особо ценного наследия // Ориентиры культурной политики. М., 1994.
Культурный ландшафт как объект наследия / РАН, Рос. НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева / ред. Ю.А.Веденин, М.Е. Кулешова. - М.: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начале XIX вв. СПб., 1999.
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города?? Семиотика города и городской культуры. Петербург // Уч. зап. Тарт. Ун-та. Вып.664. Труды по знаковым системам. №XVIII.
Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар.. М., Л., 1928.
Природный парк «Усть-Бельск»: из глубины веков. Путеводитель по археологическим памятникам / Сост. Е.М.Черных и А.Е.Митряков. Ижевск-Сарапул, 2013.
Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока: Сб. материалов Всерос. конф. / Под ред. Г.В.Майера. - Томск: Томский гос. ун-т, 2008.
Продвижение имиджа регионов России (Продвижение имиджа Удмуртии: опыт и перспективы): Матер. Международ. научно-практической конф. Ч.1. - Ижевск, 2007.
Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.
Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов.- М., 1994.
Черных Е.М. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в практике деятельности вузовского НОЦ "Историко-культурное наследие" [Электронный ресурс] = Specially protected natural areas (SPNA) in the practice activities of university REC "Historical and cultural heritage" // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: материалы II междунар. науч.-практ. конф. 23-25 окт. 2013 г., посвящ. 15-летию включения Герценов. ун-та в Гос. свод особо ценных объектов культур. наследия народов Рос. Федерации / отв. ред.: В. З. Кантор, А. Н. Паранина, Д. П. Финаров. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 109-110 (7 назв.). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/11057.
Шульгин П.М. Современные подходы к формированию программ в сфере культуры и наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.7. - М., 1999.
Шутова Н.И., Капитонов В.И., Кириллова Л.Е., Останина Т.И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Колл. монография. - Ижевск, 2009.
Тема 3. «Хребет» России. Складывание этнического состава населения Урала (4 часа).
Перечень вопросов:
1. Великое переселение народов и становление современной этнокультурной карты Урала.
2. Формирование тюркского этнического компонента на Урале: Тюркские каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское и Сибирско ханства.
3. На пути за Камень: славяно-русская колонизация Поволжья и Приуралья.
Литература
Белых С.К. История Волго-Уральского региона: Учебное пособие. Ижевск, 2006.
Bulgarica: время и пространство болгарской цивилизации. Атлас. М., Казань, 2012.
Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.
Иванов В.А., Белавин А.М., Игнатьева О.В. История культуры Прикамья и Приуралья в древности и средневековье. Учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2010. – 172 с.
Иванов В.А., Злыгостев В.А., Антонов И.В. Южный Урал в эпоху средневековья (V-XVI века н.э.). Уфа: БашГПУ, 2013. 280 с.
История татар с древнейших времен. В 7 томах. Т.1. Народы степной Евразии. Казань, 2002; Т.2. Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006.
История Удмуртии с древнейших времен до XV века. Ижевск, 2007.
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.,1989.
Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.,1992.
Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X – XV вв.: Учебное пособие. - Ижевск, 2001.
Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII вв. Иркутск, 1990.
Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию: Учебное пособие. Ижевск/ СПб, 2001. 194 с.
Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982.
Халиков А.Х. Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья. Казань: ООО «Фолиант»; Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – 336 с.