Тема 1. Феномен российской провинции (2 часа)

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс входит в вариативную часть профессионального цикла ООП, дисциплины по выбору

Курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по бакалаврской программе направления подготовки 46.03.01 «История», профилю подготовки «историческое краеведение».

Изучению курса предшествуют:

- знание отечественной истории в объеме основной образовательной программы бакалавриата

- знание специальных дисциплин: история и источники краеведческих знаний, историческая динамика материальной культуры.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин базового профессионального и вариативного профессионального цикла ООП: теория и методология истории, специальных дисциплин по профилю «историческое краеведение»……………….

 

Программа курса построена по модульному принципу, в ней выделены три раздела:

1. Теоретико-методологические проблемы изучения культуры российской провинции.

2. Хронотоп российской провинции.

3. Провинциальный характер культуры Урала и Удмуртии.

Компетенции обучающегося, формируемые

В результате освоения дисциплины

ПК-1 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (пороговый уровень)

ПК-3 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (пороговый уровень);

ПК-14 – способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (пороговый уровень)

В результате освоения курса обучающийся должен:

· Знать:

· Основные понятия и модели функционирования культуры; специфику общего и особенного в развитии российской провинции;

· Особенности становления и развития культуры Урала и Удмуртии;

· Основные составляющие культурного пространства современной Удмуртии;

· Уметь:

· Находить ресурсы для выполнения самостоятельных работ по тематике курса;

· Критически оценивать и сопоставлять между собой источники по истории и культуре Урала и Удмуртии, синтезировать полученную информацию и применять новое знание в дальнейшей профессиональной деятельности.

· Владеть:

· Приемами и методами атрибуции, картирования объектов историко-культурного наследия, их описания;

· Приемами популяризации исторического и культурного наследия своего края; навыками и методикой применения этих знаний в научно-исследовательской работе.

Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,9 зачетных единиц, 108 часов.

 

 

п/п

 

Разделы, темы
дисциплины

 

Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

 

Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб. ПК-1 ПК-,3 2 ПК-14      

Семестр 6

1. Раздел 1                      
1.1. Тема 1   4     конспекты + + +     3
1.2. Тема 2-3   4 2 1 презентация   + +     2
1.3. Тема 4-6   4 4 2 презентация         + +
2.. Раздел 2                      
2.1. Тема 7-8   4 4 1 Сообщения, презентации + + +     3

 

 

2.2. Тема 9-10   4 4 2 презентации + + +      
3. Раздел 3                      
3.1. Тема 11   2 2 1 карта + + +     3
3.2 Те Тема 12   4 2 1 Сообщения, доклады + + +     3
3.3. Тема 13   4 2 1 Сообщения, фотоальбом + + +     3

Форма промежуточной аттестации – зачет


Для заочной формы обучения

 

п/п

 

Разделы, темы
дисциплины

 

Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

 

Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб. ПК-1 ПК-3 2 ПК-14    

Семестр 7

1. Раздел 1                      
1.1. Тема 1-3   2       + + +     3
1.3. Тема 4-6   2 2 10 Конспект монографии + + +     3
2.. Раздел 2                      
2.1. Тема 7       10 Аннотация к статье   +       1
2.2. Тема 8-10     4 10 доклады + + +     3
3. Раздел 3                      
3.1. Тема 11     2 10 карта + +       2
3.2 Те Тема 12     2 10 сообщения + + +     3
3.3. Тема 13     2 6 Каталог памятников   + +     2

Форма промежуточной аттестации – зачет


Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Раздел 1. Тема 1.. Национально-региональные модели взаимодействия культуры. Провинциальный – региональный. Столица и периферия.(4 часа).

Культура как часть жизни людей и общества: культурологическое, историческое и религиозно-мифологическое измерения. Культура как форма коммуникаций и культура как совокупность достижений людей (способ и результат деятельности). Основные термины и понятия. Памятник истории и культуры. Памятниковедение. Наследие и наследство. Феномен провинции. Провинциаловедение. «Провинция - как особый слой и аспект Центра» (В.Л.Каганский). Фаллогоцентризм (Ж.Деррида). Архитектоника провинциальной культуры (А.Ф.Лосев).

Темы 2. Функции российской провинции (2 часа)

Многообразие местных особенностей культуры. Функция балансира и базы системы. Функция индикатора уровня национальной культуры. М.Я.Гефтер: «В России провинция сейчас и в прошлом – резервуар человеческого сопротивления унификации». Способность к синтезу новых социально-психологических и культурных качеств. Областные культурные гнезда, по Н.К.Пиксанову. Культура провинции – провинциальная культура – провинция культуры. «Деревенскость» или «природность» провинциальной культуры.

Тема 3. «Хронотоп» российской провинции. Ментальные характеристики провинции. Малые города как социокультурные центры российской провинции (4 часа).

Факторы российской провинции: Пространственный фактор (Н.А.Бердяев). Ментальный фактор – «метафизика» российской провинции. Менталитет: общее, национальное, провинциальное. Аналитическая психология К.Юнга: коллективное бессознательное как отражение опыта поколений. Провинция в искусстве. М.Е.Салтыков-Щедрин и В.Г.Короленко. В.П.Астафьев. Культурные архетипы.

Социопространственная структура русского города. Город как место диалога социокультурных пространств.

Темы 4. Православная церковь в российской провинции. (2 часа).

Духовные центры Древней Руси. Храмы и монастыри – проводники христианского влияния и духовности на земли и народы России в позднем средневековье и в Новое время. Формирование нового сакрального пространства. Провинциальная культура России XIX в. – взаимодействие «атомов культурной жизни», способствующее общественному развитию страны и народа. Церковный причт и мир. Приходское духовенство.

 

Темы 5. Интеллигенция в российской провинции (2 часа).

«Доиндустриальная» интеллигенция в России. Трансформация ментальных установок в России в пореформенный период. Просветители и этноконфессиональное сознание. Формирование национальных интеллигенций. Техническая и научная интеллигенция в формирующихся индустриальных центрах в конце XIX – XX вв.

Тема 6. Исторические поселения, усадьбы и ландшафты России (4 часа).

Понятие «культурный ландшафт». Русская усадьба как арена жизнедеятельности – связь с окружающим природным и антропогенным ландшафтом. Роль искусства в формировании усадебного ландшафта. Исторические поселения и усадьбы как объекты культурного наследия. Современное состояние культурных ландшафтов в России. Культурный ландшафт и музеи-заповедники.

 

Раздел 2. Тема 7. «Хребет России». Становление культурных особенностей Урала (8 часов).

Историко-географические аспекты формирования Уральского региона. Из этнической истории Урала. Старообрядцы и казачество на Урале. Противоборство гуманистических и крепостнических тенденций в культурной сфере Урала. Тип народного героя – Ермак, Е.Пугачев. Образ уральского мастерового человека (сказы П.Бажова).

Тема 8. Вотчинное землевладение на Урале. Строгановы (2 часа).

История формирования вотчинного землевладения на Урале. Строгановские острожки и села: Орел-городок, Чусовские городки, Соль Камская, Новое Усолье. Библиотека, театр, художественные мастерские. Строгановское «письмо». Крепостные художники и архитекторы. А.Н.Воронихин. Строгановский центр в с. Ильинское. Историограф рода Строгановых Ф. Волегов. Ученые-лесоводы Теплоуховы и их археологическая коллекция.

 

Темы 9-10. Промыслы Урала. Города-заводы Урала (6 часов).

Солеварение. Золотодобыча. Уральские самоцветы. География медеплавильной и железоделательной промышленности. Горнозаводские центры как тип поселения на Урале. Правовой статус заводского поселения. Население уральских заводов (социальный, этнический, конфессиональный состав). Культурный потенциал заводского общества: образовательный уровень, развитие науки и культуры в заводских округах.

 

Раздел 3. Тема 11. Язычество и православие в Удмуртии (4 часа).

Религиозно-мифологическая картина мира удмуртского этноса. Боги и герои. Проникновение элементов ислама и христианства в религиозную культуру удмуртов. Христианство в Удмуртии. Цивилизационный подход в изложении Е.Ф.Шумилова. Создание удмуртской письменности. Удмуртские просветители. Неоязычество в XX в.

 

Тема 12. Традиционная и городская культуры Удмуртии (6 часов).

Традиционный уклад удмуртской и русской деревни. Роль общины и общинного сознания. Природа, быт, характеры в произведениях классиков удмуртской литературы и искусства. Формирование предпринимательского сословия в Удмуртии. Ижевские оружейники. Рабочий класс Удмуртии в советский период. Образ города в литературе и искусстве.

 

Тема 13. Историко-культурный каркас Удмуртии и проблема его сохранения и использования (6 часов).

Историко-культурное наследие народов УР. Памятники археологии. Памятники архитектуры. Памятники истории и культуры. Памятники искусства. Культурные ландшафты Удмуртии. Музеи и музеи-заповедники УР. Охрана культурного наследия в УР.

 

Планы практических занятий по курсу «Российская провинция в памятниках истории и культуры»

Компетентность – это результат обучения. Семинарские занятия и самостоятельная работа направлены на близкое знакомство студентов с широким кругом конкретных вопросов изучения культурного наследия российской провинции, на ознакомление с нормативно-правовой и законодательной базой, обеспечивающей сохранение и использование ИКН.

При подготовке к семинарскому занятию, целесообразно обратить внимание студента на местоположение темы в общей программе курса: всегда полезно знать, какой материал предшествует и следует за текущей темой. Ознакомление с общей программой позволит подобрать наиболее полезные документы и литературу, содержащие достаточный объем материала по предложенной теме семинарского занятия. При знакомстве с темой очередного занятия, подумайте, какие вопросы вам уже известны. Познакомившись с литературой, подумайте, какие вопросы могут возникнуть при обсуждении вопросов темы.

Для эффективной подготовки к семинарским занятиям следует первоначально ознакомиться с лекционным материалом по теме. Студентам рекомендуется для ознакомления разнообразная литература, имеющаяся в фондах научной библиотеки Удмуртского университета и библиотек Исторического факультета и Института истории и культуры народов Приуралья. Это некая гарантия выбора наиболее доступной и понятной концепции ответа на поставленные вопросы. Не забудьте о возможностях медиатеки научной библиотеки УдГУ. Полезную информацию по данной тематике можно почерпнуть в Интернете. Историкам, начинающим активно использовать интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего, на две поисковые системы-Yandex и Google. Первый является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках. Считается, что отведенное для практических занятий время позволит охватить весь запланированный объем учебного материала посредством самостоятельного (с учетом наводящего знания, даваемого преподавателем) обращения студентов к учебной и научной литературе, освоению ими нормативно-правовых документов.

Методика проведения семинарских занятий включает разнообразные формы – зачитывание и комментирование документов, использование картографического и иллюстративного материала, видеороликов, беседы и сообщения, дискуссии, экскурсии. Тем самым достигается максимальное личностно-эмоциональное включение всей группы в продуктивное общение, тесное общение учащегося и преподавателя.

Перечень тем экскурсий, предлагаемых студентам в ходе обучения:

Тема 1. Экскурсия «С чего начинался Ижевск?» - 1,5 часа.

Тема 2. Экскурсия «Ижевск православный» - 1,5 часа.

Тема 3. Экскурсия «Города-сад: Архитектура Ижевска 1940-50-х годов» - 1,0 час

Тема 4. Экскурсия «Ижевск С.Е.Дудина» - 2 часа

Тема 5. Экскурсия «Искусство малых форм» - 2 часа

Интерактивные формы обучения способствуют решению таких познавательных задач как: - изучение новых методологических подходов к познанию явлений культуры (цивилизационный, микроистория, история ментальностей, история повседневности и т.д.);

- понимание механизмов функционирования и развития провинциальной культуры;

- введение в основы законодательной и нормотворческой деятельности в сфере историко-культурного наследия.

 

Тема 1. Феномен российской провинции (2 часа)

Перечень вопросов:

 

  1. Понятие провинции. Диалог «провинция – столица» в культурном контексте.
  2. Новый подход к локально-региональным феноменам в культуре в 20-е годы XX в. Концепт «культурное гнездо» в русской литературе. Н.К.Пиксанов.
  3. Понятия «памятник истории и культуры», «культурное наследие». Роль ЮНЕСКО в формировании политики и практики сохранения культурного наследия.

 

Литература

Бердяев Н.Н. Судьба России. М., 1990.

Библер В.С. На грани логики культур. М., 1997.

Гефтер М.Я. Суверенная провинция: Размышления о судьбах России // Родина. – 1990. - №11.

Деррида Ж. Московские лекции. Свердловск, 1991.

Дмитриева Э.Я. Провинциальная ментальность и культурная самобытность // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1994.

Золин П.М. Памятниковедение – наука // Вопросы истории. – 1990. – №3. – С. 188-190

Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции: вчера и сегодня // Социологические исследования. 1997. №4.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб, 2003. В 2-х т.

Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992.

Петровская И. Театр и зритель провинциальной России: вторая половина XIX века. Л., 1981.

Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар. М.- Л., 1928.

Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.

Россия: диалоги вопросов. М.: Утопос, 2000. – 88 с.

Русская провинция и мировая культура. Ярославль, 1993.

Русская провинция: история, культура, наука. Саранск, 1998.

Русская провинциальная культура XYIII-XX вв. Сб. статей. Пенза, 1996.

Русское православие: вехи истории / ред. А.И.Клибанов. М., 1989.

Чичканова Т.А. Этимология и история понятия «провинция» // Регионология. - 1999. - №5

Шмидт С.О. Памятники в системе науки и общественного сознания // Музееведение. Музеи мира. Сб науч. тр. М., 1991

Шмидт С.О. Памятниковедение. Теория, методология, практика. М., 1986.

Тема 2. Культурные ландшафты России (4 часа)

Перечень вопросов:

1. Понятие культурного ландшафта. Основные подходы к пониманию культурного ландшафта: географический и культурологический.

2. Культурные ландшафты России: (по списку особо ценных объектов России и ЮНЕСКО)

3. Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России.

Литература

Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство / Сб. ст. М., 2001.

Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

Калуцков В.И., Иванова А.А., Давыдова Ю.А,, Фадеева Л.В., Родионов Е.А. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье. М., 1998.

Кулешова М.Е. Природно-культурный каркас и его роль в решении экологических проблем // Материалы Третьей научно-практической конференции “Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия”. М., 1999.

Кулешова М.Е., Захаров Ю.С., Максаковский Н.В. Разработка общей концепции выделения и формирования территорий особо ценного наследия // Ориентиры культурной политики. М., 1994.

Культурный ландшафт как объект наследия / РАН, Рос. НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева / ред. Ю.А.Веденин, М.Е. Кулешова. - М.: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начале XIX вв. СПб., 1999.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города?? Семиотика города и городской культуры. Петербург // Уч. зап. Тарт. Ун-та. Вып.664. Труды по знаковым системам. №XVIII.

Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар.. М., Л., 1928.

Природный парк «Усть-Бельск»: из глубины веков. Путеводитель по археологическим памятникам / Сост. Е.М.Черных и А.Е.Митряков. Ижевск-Сарапул, 2013.

Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока: Сб. материалов Всерос. конф. / Под ред. Г.В.Майера. - Томск: Томский гос. ун-т, 2008.

Продвижение имиджа регионов России (Продвижение имиджа Удмуртии: опыт и перспективы): Матер. Международ. научно-практической конф. Ч.1. - Ижевск, 2007.

Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.

Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов.- М., 1994.

Черных Е.М. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в практике деятельности вузовского НОЦ "Историко-культурное наследие" [Электронный ресурс] = Specially protected natural areas (SPNA) in the practice activities of university REC "Historical and cultural heritage" // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: материалы II междунар. науч.-практ. конф. 23-25 окт. 2013 г., посвящ. 15-летию включения Герценов. ун-та в Гос. свод особо ценных объектов культур. наследия народов Рос. Федерации / отв. ред.: В. З. Кантор, А. Н. Паранина, Д. П. Финаров. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 109-110 (7 назв.). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/11057.

Шульгин П.М. Современные подходы к формированию программ в сфере культуры и наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып.7. - М., 1999.

Шутова Н.И., Капитонов В.И., Кириллова Л.Е., Останина Т.И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Колл. монография. - Ижевск, 2009.

 

Тема 3. «Хребет» России. Складывание этнического состава населения Урала (4 часа).

 

Перечень вопросов:

1. Великое переселение народов и становление современной этнокультурной карты Урала.

2. Формирование тюркского этнического компонента на Урале: Тюркские каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское и Сибирско ханства.

3. На пути за Камень: славяно-русская колонизация Поволжья и Приуралья.

Литература

Белых С.К. История Волго-Уральского региона: Учебное пособие. Ижевск, 2006.

Bulgarica: время и пространство болгарской цивилизации. Атлас. М., Казань, 2012.

Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.

Иванов В.А., Белавин А.М., Игнатьева О.В. История культуры Прикамья и Приуралья в древности и средневековье. Учебное пособие. Пермь: ПГПУ, 2010. – 172 с.

Иванов В.А., Злыгостев В.А., Антонов И.В. Южный Урал в эпоху средневековья (V-XVI века н.э.). Уфа: БашГПУ, 2013. 280 с.

История татар с древнейших времен. В 7 томах. Т.1. Народы степной Евразии. Казань, 2002; Т.2. Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006.

История Удмуртии с древнейших времен до XV века. Ижевск, 2007.

История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.,1989.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.,1992.

Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X – XV вв.: Учебное пособие. - Ижевск, 2001.

Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII вв. Иркутск, 1990.

Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию: Учебное пособие. Ижевск/ СПб, 2001. 194 с.

Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982.

Халиков А.Х. Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья. Казань: ООО «Фолиант»; Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – 336 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: