Проект Сказка «Как Петух и Обезьяна Новый год делили»

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, былина).

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Жанровые разновидности сказки: Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо

1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)).

2) либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных. Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

Дикие животные.

Лиса.

Другие дикие животные.

Дикие и домашние животные

Человек и дикие животные.

Домашние животные.

Птицы и рыбы.

Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных — это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку.

В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

Кумулятивная сказка о животных.

Волшебная сказка о животных

Басня (аполог)

Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

 

Комическая (бытовая) сказка о животных

Волшебная сказка о животных

Кумулятивная сказка о животных

Новеллистическая сказка о животных

Аполог (басня)

Анекдот.

Сатирическая сказка о животных

Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

Детские сказки.

Сказки, рассказанные для детей.

Сказки, рассказанные детьми.

Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детскойаудитории. Таким образом, сказки, рассказанные для детей, имеют упрощённую структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям — это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки (Рекурсивная). Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. С. Томпсон (англ.)русск., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

С бесконечным повторением:

Докучные сказки типа «Про белого бычка».

Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

С Конечным повторением:

«Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

«Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

«За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки (о структуре смотрите ниже) («Волк и семеро козлят» СУС 123, «Кот, петух и лиса» СУС 61 B).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза) СУС 1, «Волк у проруби» СУС 2, "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) СУС 3, «Битый небитого везёт» СУС 4, «Лиса-повитуха» СУС 15 и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок (контаминация). Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что, если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных — выигрывает (Дм. Молдавский). Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца? АТ 70; Старя хлеб-соль забывается AT 155; Заноза в лапе медведя (льва) AT 156. Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград АТ 59; Ворона и лисица AT 57 и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относится ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам[кто?]. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки). Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это АТ 160 «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем Средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница АТ 61 А; Кот и дикие животные АТ 103). Особняком стоит сюжет АТ 254** «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке, сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию. Так, в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Наша сказка называется «Как Петух и Обезьяна Новый год делили». Главные роли играют дети, воспитанники ГКОУ РС(Я) «Республиканская коррекционная школа-интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Этот проект был задуман в октябре 2016 года, ГКОУ РС(Я) «Республиканская коррекционная школа-интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» вышли через волонтерское движение «Добрая Якутия» на студентов ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств» на кафедру социально-культурная деятельность и менеджмент культуры.

С ноября месяца началась интенсивная работа: студенты провели в школе мастер-классы по сценическому движению, актерскому мастерству, и пластике. Далее учитывая желание детей участвовать в театрализованных представлениях,мы сделали отбор в группу для будущей сказки. В проекте участвовали 9 детей и 3 студента. В главных ролях участвовали воспитанники школы-интерната, ученик 7 класса Сережа Замотаев и ученица 8 класса Артамонова Наташа. В массовой роли участие приняли девочки, которые ни разу не участвовали в сценках, не танцевали, хотя в ходе индивидуальной работы отлично себя показали в плане артистизма и хореографии. В течение 2 месяцев дети систематически выезжали в АГИКИ для репетиций совместно со студентами. Познакомились и сдружились с ними. С огромным удовольствием, играя готовились к сказке. Так 28 декабря с успехом выступили для гостей и попечителей школы интернат на новогодней елке школы. Увидев положительный результат, мы решили продолжить нашу совместную работу. И с января месяца, для дальнейшей совместной работы, к работе в качестве студента-практиканта.

 По сюжету в сказке рассказывается о добре и зле. О двух символах года, которые не поделили место под солнцем. Один спешил, когда его очередь еще не настала, другой не спешил уходить со своего поста символа года. Так начинается потасовка. Но в конце поняв, что нужно жить в мире и согласии, и что все в жизни должно гармонировать, соглашается перемирие и все счастливо встречают Новый Год.

Для того чтобы поставить и показать качественную сказку мы усердно репетировали, занимались актерским мастерством, точили движение и пластику, работали над артикуляцией и дикцией.

Цели:

1. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Дать понять зрителям то что дети VIIIвида, не смотря на ограниченные возможности очень талантливы и умеют создавать мир вокруг себя. Важным является привлечение внимания к жизненной активности самих детей инвалидов.

Задачи:

1. Поставить сказку «Как Петух и Обезьяна Новый год делили».

2. Изучить определение «Сказка» виды и формы.

3. Рассмотреть психологическую характеристику детей VIIIвида, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.

4. Дать понять зрителям то что обычный ребенок ничем не отличается от ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Жанр: спектакль

Целевая аудитория: смешанная.

Сценарий (см. в Приложении).

Распределение по ролям:

Участники: воспитанники ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная коррекционная школа интернат №2 VIIIвида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»:

1. Замотаев Сережа.

2. Артамонова Наташа.

3. Панова Алина.

4. Дронова Катя.

5. Бадалова Надя.

6. Шкатулова Олеся.

7. Осипова Маша.

8. Трофимова Галя.

9. Волохова Наташа.

Студенты 1 курса СКД -16 ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств»:

1. Максимова Наталья

2. Феглер Игорь.

3. Сивцев Александр.

Сроки реализации практики: 30.01.17 – 29.03.17.

Этапы реализации проекта: см. приложение.

База реализации практики: ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная коррекционная школа интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Читка сценария: 09.03.17

Репетиции: ежедневно с 15:30 до 18:00

Место репетиции: Актовый залГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная коррекционная школа интернат №2 VIII вида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Общий анализ мероприятия:

Мероприятие, премьера сказки прошло на высшем уровне, в котором активное участие принимали студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств» кафедры СКДиМК. Главной идеей данного мероприятия было социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.

На сегодняшний день, дети с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) не привлечены для творческого коллективного занятия, где занимаются обычные дети. Для них необходима специфическая коррекция, особый подход. Этим может стать театральная студия для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). На данном этапе для таких детей театральных студий практически нет.

В связи с этим практика была пройденана базе ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIIIвида для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Практика длилась в период с 30 января по 22 марта 2017г.

В первый день практики ознакомился с документацией: структура учреждения, нормативно-правовые акты, коллективные договора, личные дела воспитанников, а также с пожарно-технической безопасностью и пожарной инструкцией и директором ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа–интернат №2 VIIIвида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Филиппов Гаврил Иванович, с заместителем директора по учебно-методической работе Сысоева Маргарита Аммосовна, с заместителем директора по воспитательной работе Адамова Светалана Ильинична, с педагогом-организатором Филиппова Анна Валерьевна, и с остальными работниками школы-интернат. С воспитанниками школы-интернат. Всего в школе обучаются 62 ученика.

Так же за все время прохождения практики работал с документацией ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат № 2 VIIIвида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Помогл в проведении календарных мероприятий такие как:

23 фераля День защитника Отечества, 8 марта Международный женский день, «Мисс весна 2017», «Мистер Рыцарь 2017».

По проекту провел курс занятий, такие как актерский тренинг, сценическая речь, мастерство актера, пластика. Главным направлением обучения по предмету «Основы актерского мастерства». Так при постановке сказки главным является актерская игра,и приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе. Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий. Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

А также в целях социализации детей в общество с ними вместе участвовали в постановке студенты 1 курса СКД-16 ФГБОУ ВО АГИКИ кафедры СКДиМК.

В результате проведенных занятий поставили детскую сказку «Как Петух и Обезьяна Новый год делили».Таким образом по окончанию практики сказка была представлена для широкого круга зрителей в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского».

По окончанию практикис руководством школы пришли к выводу что сценическое мастерство может оказать существенное влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили в дальнейшем сотрудничество между ГКОУ РС(Я)«Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIIIвида для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и с кафедрой СКДиМК ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Дети – цветы жизни. Так же как и любой цветок, ребенок требует ухода, внимания и любви. Чтобы этот цветок раскрылся ярким цветом и радовал нас своими успехами и маленькими победами, нашей главной целью является грамотная организация воспитательного процесса путем включения в досуг детей творческую деятельность.

    На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе занятий творческим трудом у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. В творческой деятельности ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.

Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение. Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Учебно-производственная (преддипломная) практика была пройдена на базеГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIIIвида для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

    Это был большой опыт, был приобретен огромный багаж знаний и опыта в области режиссуры, педагогики, психологии и т.д.

За период работы были рассмотрены и изучены психологические особенности детей VIIIвида. Были проведены мастер-классы по сценическому мастерству. Создана и реализована театрализованная постановка сказки «Как Петух и Обезьяна Новый год делили».

         В процессе практики были применены навыки как теоретические знания, так и практические. Все поставленные задачи и целивыполнены.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

1.http://rskshi2.ykt.ru/?page_id=2514 сайт ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII вида для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: