В науке КП нет единого подхода к определению понятия конституционализма. Анализ работ ученых позволяет рассматривать его в трех аспектах:
1. Как направление политико-правовой мысли, содержание конституционализма является обоснование и поиск оптимальных путей и средств правового ограничения государственной власти с целью защиты от посягательств государственных свобод личности.
2. Это присущий политико-правовой практике конкретного государства комплекс институциональных и нормативных методов по средствам которых устанавливаются пределы осуществления государственной власти и обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств государства.
3. Действительный, реальный конституционный порядок конкретного государства, обеспечивающий правовое отражение государственной власти и функция системы защиты личных свобод от посягательств государства.
Составляющими системы конституционализма являются:
1. Действие Конституции как НПА.
2. Теория, история, идеология К.
3. Существующий конституционный строй.
В своей совокупности эти элементы формируют нормативно-правовые, научные, исторические, идеологические и организационные основы конституционализма.
Юридические свойства Конституции: их характеристика.
Юридические свойства Конституции — это особенности, позволяющие рассматривать её в качестве основного закона государства. К ним относятся:
1. Учредительный характер Конституции.
2. Легитимность.
3. Верховенство К.
4. Прямое действие К.
5. Реальность К,
6. К. является юридической базой текущего законодательства.
7. Програмность К. – нормы, принципы или цели.
8. Стабильность К.
Структура и содержание Конституции.
Структура Конституции — это её внутреннее строение, подразделение на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательной их расположения. Включает в себя преамбулу, основную часть и заключительное и переходное положение.
Содержание КДНР (главы):
1. Основы конституционного строя.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина.
3. Государственное устройство ДНР.
4. Глава ДНР.
5. Народный Совет ДНР.
6. Совет Министров ДНР.
7. Судебная власть и прокуратура в ДНР.
8. Местное самоуправление.
9. Принятие КДНР и внесение в неё изменений.
10. Переходные положения.
Способы и порядок внесения изменений в Конституцию.
Предложение о внесении изменений в КДНР могут вносить Глава, НС, а также группа численность не менее одной трети от установленного числа депутатов НС.
Предложение о внесении изменений оформляется в виде проекта закона о внесении изменений в К.
Закон принимается НС не мене чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация норм Конституции.
Реализация К. — это её действие, т.е. реальное воздействие конституционного закона на общественную и государственную жизнь, его воплощение в конкретные правоотношения, в результате чего достигается поставленная цель.
Виды реализации К-П норм:
1. Прямое действие норм К. (непосредственная реализация).
2. Опосредованное действие норм К.
Реализация конституционных норм осуществляется в различных формах:
1. Соблюдение Конституции – воздержание от совершения запрещенных Конституцией действий. В форме соблюдения реализуются запретительные нормы Конституции (например, ч.5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и т.д.).
2. Исполнение Конституции – активное поведение субъектов с целью выполнения обязывающих норм (например, ч.2 ст.15: «органы государственной власти, органы МС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы».
3. Использование Конституции – совершение субъектами дозволенных Конституцией действий, т.е. предоставленных Конституцией прав (на образование, избирать и быть избранным).
4. Применение Конституции – предполагает властное вмешательство государства и его органов в реализацию предписаний Конституции. Применение происходит в правомерной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, цель которых – разрешить определенное дело.
Понятие конституционного строя, его основ.
Понятие конституционного строя широко используется в юридической науке и законодательстве, однако понятийный аппарат законодательной базы не содержит определения понятия конституционный строй. НА основе анализа положений К., а именно главы 1 КДНР «Основы К. строя» можно прийти к выводу, что
К. строй — это система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных Конституцией и законами, которые закрепляют способ организации государства, обеспечивающий признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, а также подчинением государства исключительно право и его функционирование на основе демократической К.
Принципы конституционного строя, их закрепление в Основном Законе и развитие в текущем законодательстве (принципы народного суверенитета, разделение власти, верховенство права и др.)
Приоритетными принципами К. строя являются:
1. Демократизм.
2. Гуманизм.
3. Правовой и национальный характер общества.
4. Политический, экономический, идеологический плюрализм.
5. Равенство граждан.
6. Социальная направленность.
7. Функционирование и развитие государства.
Принцип разделения властей характеризуется в следующем:
1. Разделение функций по осуществлению государственной власти на з., и., с.
2. Самостоятельность органов каждой из ветвей власти.
3. Единство государственной власти.
Суверенитет государства – это признак, выражающийся в верховенстве и независимости власти на всей своей территории, а также в международных отношениях.
Правовое государство – это такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.