Понятие, предмет и метод КП как отрасли права.
КП как отрасль права. Понятие этой отрасли исходит из общего понятия права, как совокупности общеобязательных норм установленных или санкционированных государством с целью регулирования и охраны общественных отношений.
Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:
1. Сфера охраны прав и свобод человека, отношения между человеком и государством.
2. Сфера устройства государства и государственной власти.
Метод К-П регулирования. Это система приемов и способов, с помощью которых нормы КП влияют на общественные отношения, входящие в круг предмета КП и упорядочивают их относительно целей и задач К-П регулирования.
К-П отношения: понятия, структура, виды.
К-П отношения — это возникающие на основе норм КП связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных прав, юридических обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.
Структура:
1. Объекты КПО это высшие ценности общества или индивида:
|
|
1) социально-политические ценности: демократизм, суверенитет, республиканская форма правления, разделение властей, многопартийность;
2) социально-экономические блага: собственность, земля и другие природные ресурсы;
3) личные блага: жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность;
2. Субъектами КП являются участники, наделенные конституционной правосубъектностью: К. правоспособность, К. дееспособность.
3. Специфика содержания:
1) Юридическое содержание КПО это и есть субъективные права и юридические обязанности участников, закрепленные в нормах КП.
2) Фактическое содержание – это поведение субъектов КПО в пределах обозначенных субъективными правом и юридической обязанностью.
Классификация КПО:
1. По способу индивидуализации субъектов:
1) Общие – так называемые правовые состояния, которые существуют объективно вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов (например, гражданство РФ, приобретаемое при рождении.).
2) Конкретные – отношения, которые возникают только при совершении конкретных действий потенциально возможными субъектами подобных отношений.
2. С точки зрения времени функционирования:
1) Постоянные – срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;
2) Временные – возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются (напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).
|
|
3. По юридическому значению:
1) Материальные – реализуются само содержание права и обязанности.
2) Процессуальные – регламентируют порядок реализации правовых действий, т.е. процедуру.
4.В зависимости от вида норм:
1) Правоустановительные – содержащие права и обязанности.
2) Правоохранительные отношения – связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах.
К-П нормы: понятие, виды, структура.
Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.
Виды К-П норм:
1. В зависимости от целей правового регулирования:
– Охранительные нормы; регулятивные нормы (специальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие);
2. В зависимости от юридической силы:
– Нормы, закрепленные в Конституции; в законах; в подзаконных актах;
3. В зависимости от территории действия:
– Нормы, действующие на федеральном уровне; на уровне субъекта; местные нормы;
4. В зависимости от действия во времени:
– Постоянные; временные; исключительные нормы;
5. Также К-П нормы классифицируются по содержанию, т.е. предмету регулирования.
Структура:
1. Гипотеза – указаны условия и основания приобретения прав и обязанностей (если, в случае, при). Бывает простая (условие) и сложная (много условий).
2. Диспозиция – центральная часть нормы права, в которой устанавливают права, обязанности, принципы, идеалы (прямая и отсылочная).
3. Санкция – содержит меры юридической ответственности за нарушение обязанностей и злоупотребление правами. (относительно-определенная – от и до; абсолютно-относительная – точный размер наказания).
К-П ответственность: понятие, основание, санкции.
КПО — это особый вид юридической ответственности, имеющий сложный политико-правовой характер, который наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами КП своих конституционных обязанностей или злоупотребление своими конституционными правами.
Основания КПО – это те обстоятельства, при которых в соответствии с К-П нормами она наступает:
1. Нормативное основание – это её предусмотренность в нормах КП, которые закрепляют: составы К-П деликтов; К-П санкции и принципы их применения; круг субъектов К-П санкции – инстанции ответственности; процедуру применения мер КПО.
2. Фактическое основание – К-П деликт (С,О, СС, ОС).
3. Процессуальное основание. Установленный в нормах КП порядок привлечения КПО.
Источники КП: понятие и общая характеристика.
Источником КП является внешняя форма выражения и закрепления КПН. К ним относятся НПА: Закон (Конституционный или обычный), подзаконные НА, локальные НА, правовой обычай, международные документы и договоры, которые ратифицированы высшими представительными органами государства.
Структура и состав источников зависят от формы государственного устройства.
Признаки источников конституционного права:
1. Имеют высшую юридическую силу в иерархической системе источников права;
2. Имеют учредительный характер, поскольку является основой для формирования системы источников других отраслей права;
3. Имеют общеобязательный характер, т.е. распространяются на всех без исключения субъектов правоотношений;
4. Имеют наивысшую степень юридических гарантий и обеспечиваются всеми мерами государственного воздействия;
5. Принимаются специально уполномоченными субъектами;
6. Регулируют правоотношения в сфере публичных политико-государственных отношений;
7. Выражают публичные общественные интересы народа;
8. Определяют нормативные условия и принципы гармонизации национального и международного законодательства.