Конституционное закрепление многообразия форм собственности в РФ

Конституционное регулирование собственности — это разреше­ние в основном законе государства существования одних форм, за­прет иных форм, в целом — определение отношения государства к формам собственности.

Такое регулирование может выражаться и в конституционных нормах видов объектов, относящихся к той или иной форме собственности.

Есть немало примеров разного, зачастую противоположного кон­ституционного регулирования форм собственности, да и в целом от­ношений собственности как важнейшей составляющей основы эко­номической системы государства:

1) различное отношение к частной собственности — от полной ее поддержки до полного запрета либо разрешения существования в ог­раниченных пределах;

2) попытка превращения всей собственности только в государст­венную (национализация) либо допуск наряду с этим ее «придатка» в виде кооперативной собственности;

3) стремление к максимальной приватизации государственной собственности (денационализация, разгосударствление);

4) допуск частной, государственной, муниципальной, кооператив­ной и иных форм собственности, выработка равного отношения ко всем формам собственности со стороны государства и отражение та­кого подхода в конституции.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным об­разом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб­ственности (ст. 8 Конституции РФ). Конституция не дает определе­ния форм собственности. Но с учетом общих подходов, а также норм гражданского законодательства можно использовать следующее по­нимание форм собственности.

Под частной собственностью понимается нахождение в руках (вла­дение, пользование и распоряжение) граждан или их объединений (товариществ, акционерных обществ и др.) как средств производства в широком смысле слова (предприятия, торговые фирмы, банки, гос­тиницы, жилые дома, нежилые здания и сооружения, тракторы, гру­зовые машины и т. д.), так и предметов личного потребления и быто­вого назначения (жилой дом, квартира, дача, гараж, легковой автомо­биль, мебель ит. п.; раньше это было принято называть личной собственностью гражданина).

Государственная собственность — собственность Российской Фе­дерации (федеральная собственность) либо субъектов РФ. В государ­ственной собственности могут находиться как названные выше, так и иные объекты (особенно производственного и общего пользования — заводы, транспорт, образовательные и культурные учреждения, земля и природные ресурсы и т. д.).

Муниципальная собственность — это собственность муниципаль­ных образований (ст. 215 ГК РФ).

Существует мнение, что муници­пальная собственность — собственность населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании. Основания для тако­го подхода дает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, где говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоя­тельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Из буквального прочтения данного текста получается, что собственник муниципальной собственности — население. Правда, объединяет по­ложения Конституции РФ и ГК РФ то, что муниципальная собствен­ность не становится разновидностью коллективной и не создает у каждого жителя претензий на свою долю в этой собственности. Ре­ально от имени населения управляет собственностью муниципальное образование.

Под понятие иных форм собственности, о которых говорится в ст. 8 Конституции, подпадают собственность общественных объединений, религиозных организаций, иностранных собственников; есть и сме­шанные формы собственности.

Раньше отдельные объекты были исключительно в государствен­ной собственности (например, земля, заводы и фабрики). Сегодня, за некоторыми изъятиями, принципиальных различий по объектам между формами собственности нет. Не только отдельное имущество, но и земля и природные ресурсы могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Определенные виды объектов собственности (имущества) могут быть только в государственной федеральной собственности. Это уста­навливается законом, но ясно, что речь идет, в частности, о ряде ви­дов военного имущества (военные самолеты, танки, ракеты и т. д.), космических технологиях, ядерных производствах.

Конституция РФ, закрепляя формы собственности, почти ничего не говорит о содержании, путях реализации и пределах прав собствен­ности. Вероятно, дело в том, что содержание права собственности упирается в категории владения, пользования и распоряжения иму­ществом либо вещными правами; пути реализации прав собственно­сти так или иначе связаны с гражданским оборотом и формами эконо­мической деятельности, разрешаемыми в государстве; пределы прав собственности связаны с гарантиями данных прав. Эти категории подробно развиваются нормами ГК РФ. Но отдельные обобщающие нормы не были бы излишними и в Конституции РФ. Как уже отмеча­лось в настоящем учебном курсе, расширение в этой части конститу­ционного регулирования (по примеру швейцарской Конституции) желательно в нашем государстве.

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: