Конституционно-правовые основы ствтуса общественных объединений

Согласно конституциям большинства государств (в том числе и Российской Федерации) общественные объединения образуются свободно и добровольно. Согласно статье 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституцией РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также свобода участия в них: никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

В соответствии со статьей 13 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом, равно как и все субъекты права в соответствии с Конституцией. Кроме того, Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статьей 30 Конституции Р.Ф. закреплено право объединяться на основе общности интересов, целей, воззрений и т.п., и невозможность принуждения к вступлению в общественное объединение, равно как и к пребыванию в нем (то есть, Конституция запрещает препятствовать и выходу из общественного объединения). Статья 13 Конституции закрепляет равенство общественных объединений (как и всех субъектов российского права) перед законом, а также налагает запрет на создание таких общественных объединений, цели и действия которых могут представлять угрозу основам конституционного строя.

Данные правовые нормы соответствует стандартам демократического государства, объявленным в статье 20 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., закрепленным в статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (оба от 19 декабря 1966 г.).

В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 22) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц.

"Право граждан на объединение, как следует из закрепляющей данное право ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 2, 13 и 14, относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений".

Согласно Всеобщей декларации прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).

Конституция Российской Федерации также исключает любые формы ограничения прав граждан в этой сфере. В ней отмечается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Действующее законодательство по-разному подходит к формулировке понятия "общественное объединение".

Если обратиться к Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" устанавливает, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Федеральный закон "О политических партиях" закрепляет следующую формулировку политической партии: это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах: политические партии, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, органы общественной самодеятельности.

Характерной чертой общественного объединения является то, что оно создается для осуществления конкретных целей, задач, вида деятельности, в ходе которой реализуются определенные права и интересы граждан. Следует отметить, что цели общественных объединений связаны с задачами, которые стоят перед государством и обществом.

В ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" отмечается, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В то же время ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только Федеральным законом.

Статья 3 Закона «Об общественных объединениях» обстоятельно определяет содержание права граждан на объединение: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим, Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».

Таким образом, Закон «Об общественных объединениях» закрепляет широкий спектр права граждан на объединение, а именно:

дает толкование и расшифровку конституционного права на объединение;

закрепляет возможность создания общественных объединений (вступления в них) во имя защиты общих интересов и достижения общих целей граждан; наравне с чем общественные объединения способствуют реализации прав и законных интересов граждан (т.е. их индивидуальных запросов);

закрепляет особый статус иностранных граждан и лиц без гражданства при их реализации права на объединение (с последующим толкованием этого статуса в настоящем Законе);

утверждает добровольность государственной регистрации общественных объединений либо воздержания от нее;

закрепляет (и далее расшифровывает) особый статус общественных объединений, прошедших процедуру государственной регистрации и приобретших в связи с этим права юридического лица.

Правовое регулирование права граждан на объединение и деятельности общественных объединений не ограничивается лишь Законом «Об общественных объединениях». Статья 4 данного Закона утверждает, что содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их деятельности регулируются и иными законами РФ. К этим законам относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. №10-ФЗ;

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ;

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. №135-Ф3;

Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. 95-ФЗ.

При этом вновь принимаемые законы об отдельных видах общественных объединений должны соответствовать Закону «Об общественных объединениях». В случае если деятельность отдельных видов общественных объединений не урегулирована соответствующими законами, она регулируется Законом «Об общественных объединениях», что закреплено в ст. 4 данного Закона [10, с.33].

Кроме того, сфера действия Закона «Об общественных объединениях» не распространяется на религиозные и коммерческие организации, а также на некоммерческие союзы (ассоциации) коммерческих организаций (согласно ст. 2 Закона). Религиозные организации, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 26 сентября 1997 г, №125-ФЗ, хоть и действительно являются особым видом общественных объединений, составляют особое исключение. Коммерческие организации также являются, по сути, общественными объединениями, но находятся они вне сферы действия Закона «Об общественных объединениях», так как статья 5 Закона закрепляет одним из признаков общественного объединения его некоммерческий характер (то есть не имеет основной целью извлечение прибыли).

Следует особо подчеркнуть, что объединения лиц, преследующие антиконституционные цели, не обладают конституционной (и иной) правоспособностью и в принципе не могут рассматриваться как общественные объединения.

Под общественным объединением понимается, согласно статье 5 Закона, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Иными словами, это существующее обособленно от государства самодеятельное и самоуправляемое (самоуправляющееся) объединение граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри объединения и для достижения его целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону.

Рассмотрим это понятие подробнее.

Добровольность важнейший признак общественного объединения, который, прежде всего, отражает основной принцип конституционного права на объединение. Добровольная организация такая организация, которая создана по инициативе граждан, которые согласны впоследствии с целями этой организации, спонтанно (возникающая вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне), без принуждения.

Признак добровольности весьма важен не только с точки зрения права (то есть он включает в себя добровольность создания общественного объединения, вступления, пребывания в нем и выхода из него, закрепленные Законом «Об общественных объединениях» и Конституцией; а также закрепленную ответственность за воспрепятствование этому праву, которая закреплена, в частности, в статьях 136 и 149 Уголовного кодекса РФ «Нарушение равноправия граждан» и «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них» соответственно); но и с точки зрения его общественной целесообразности. «Добровольность фундамент гражданского общества.

Без добровольцев не существуют общественные организации... нет энергии для строительства общества... нет таланта, чтобы решать социальные проблемы».

Вторым важным признаком общественного объединения является самоуправляемость, закрепленная в статьях 3 и 15 Закона «Об общественных объединениях». Этот признак включает в себя следующие принципы:

автономное функционирование, то есть процесс работы, самостоятельный от внешних воздействий (прежде всего государства, но, естественно, в рамках действующего законодательства);

включение исполнителей в процессы выработки решений и коллективное управление[26, с.107].

Под последним принципом понимается использование в работе объединения форм коллективного взаимодействия, то есть общественные мероприятия митинги, собрания, конференции, встречи и пр. На практике эти формы используются и для принятия решений в общественных объединениях начиная от решения о его создании. Акты, принятые лично отдельным руководящим лицом общественного объединения, либо вообще исключены, либо являются редкими; так что здесь объединение должно трактоваться как общественное в полном смысле этого слова. Исключительно члены (или участники) данного объединения определяют его структуру, проводят мероприятия объединения (митинги, собрания и пр.), принимают решения, осуществляют их выполнение. Конечно, в мероприятиях общественных объединений могут принимать участие и лица, формально не имеющие отношения к данному общественному объединению, но лишь принимать участие: организаторы мероприятий непосредственные учредители, члены, участники объединения.

Согласно понятию общественного объединения, данному в ст. 5 Закона, оно является некоммерческим формированием, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Однако действующее законодательство РФ здесь гласит о возможности различных целей, на которую будет направлена полученная прибыль. Здесь стоит остановиться на статье 37 Закона «Об общественных объединениях», в которой объединениям все же дозволено заниматься предпринимательской деятельностью как непосредственно, так и через создаваемые объединением коммерческие организации основных организационно-правовых форм (хозяйственное товарищество, общество и пр.) В последнем случае общественное объединение не получает статуса коммерческой организации, а созданные им товарищества, общества и т.д. являются обычными коммерческими организациями. Однако общественное объединение вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению уставных целей объединения либо благотворительных целей (ст. 37 Закона). Простейший пример: общественное объединение, ставящее своей уставной целью поддержку детского спорта, может производить и в установленном порядке реализовывать продукцию со своей символикой, мультимедийные программы, созданные участниками на базе объединения; вырученную же прибыль направлять, например, на покупку спортивного инвентаря для школ и детских домов. Такой вид деятельности вполне легитимен. Однако же если хоть малая часть полученных средств раздается членам объединения на их (не объединения) нужды это уже выходит за рамки Закона «Об общественных объединениях». Как первая форма коммерческой организации, разрешенная в СССР во времена перестройки совместное предприятие не имела права вкладывать прибыль в дело, так общественные объединения обязуются не распределять полученную прибыль между своими учредителями, членами, участниками (иными словами, в целях их личного обогащения). Несовершенство законодательства в этой сфере привело к тому, что под вывеской различных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные цели.

Признак общественного объединения - наличие устава, то есть основного документа, закрепляющего, в частности:

название, цели и задачи объединения;

структуру объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

территорию действия общественного объединения;

порядок внесения дополнений и изменений в устав;

порядок реорганизации и (или) ликвидации объединения, и др.

Общественное объединение, в принципе, может функционировать и без наличия устава. Но, во-первых, наличие устава является обязательным для государственной регистрации объединения и приобретения им прав юридического лица. И, во-вторых, хотя объединение может спокойно существовать и без государственной регистрации, устав в любом случае будет необходим, ибо в противном случае это объединение не сможет называться таковым в полной мере ни с точки зрения закона (статья 5 Закона «Об общественных объединениях» предписывает наличие устава), ни с точки зрения здравого смысла (так как многократно возрастает возможность различного устного толкования участниками объединения целей этого объединения, и разногласия по основным вопросам довольно быстро приведут к дезорганизации и краху объединения). Порядок деятельности отдельно взятого конкретного общественного объединения должен быть закреплен документально, не говоря уже о том, что общественное объединение, не имеющее целей, абсурдно. Это еще один важный признак общественного объединения - наличие целей. Закон «Об общественных объединениях» оставляет на усмотрение самих объединений объявление целей лишь бы они не были запрещены законом.

Конституция РФ, запрещает создание общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13, ч. 5 Конституции РФ).

Добавлю, что еще два рода целей общественные объединения не вправе ставить. Во-первых, они не могут провозглашать своей целью замену собой, своими подразделениями и людьми государственного аппарата, осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти. Во-вторых, общественные объединения не могут провозгласить своей целью занятие коммерческой деятельностью и извлечение прибыли. Если это будет сделано, общественное объединение автоматически исключает себя из сферы действия Законы об общественных объединениях, на него будут распространяться правила гражданско-правового законодательства, касающиеся коммерческих обществ и союзов[26, с.107].

Статья 15 Закона «Об общественных объединениях» - о принципах их создания и деятельности закрепляет еще четыре признака общественных объединений:

свобода выбора форм и методов деятельности;

равноправие

гласность;

законность.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Эта свобода проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, общественные объединения свободны от государства, которое не вмешивается в их деятельность, если она осуществляется в рамках закона. Далее, они свободны и от других общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций (частично этот аспект входит и в признак самоуправляемости). Наконец, еще один аспект свободы - внутренний. Все, кто входят в объединение, равноправны, не имеют каких-либо привилегий в определении структуры, целей, форм и методов деятельности общественного объединения. Об этом приходится говорить в связи с тем, что по Закону новое общественное объединение возникает и в результате усилий юридических лиц - иных общественных объединений, становящихся его членами. Это не должно нарушать внутреннюю свободу в объединении.

Конечно, данный аспект свободы скорее уставной, чем юридический.

«Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной» гласит также статья 15 Закона «Об общественных объединениях». Это также один из важнейших признаков общественных объединений, заключающийся в том, что объединение должно вести свою деятельность не скрытно, не «подпольно», а открыто. В России, таким образом, противозаконно существование закрытых, подпольных объединений. О деятельности объединения, а также о его программных документах, должны иметь информацию не только члены (участники) объединения, но и другие граждане, объединения, средства массовой информации, а также и государственные органы. Сюда также относятся и нормы, закрепленные в статье 29 Закона «Об общественных объединениях», обязывающие объединение ежегодно информировать орган, зарегистрировавший объединение, о продолжении деятельности, а также об изменениях в уставе и т.д. Неисполнение предписаний данной статьи Закона дает основания для приостановления деятельности общественного объединения и (или) его ликвидации, и прецеденты, отражающие это, нередки в судебной практике Российской Федерации.

Равноправие предполагает две стороны рассмотрения. Первая из них правовое равенство общественных объединений перед законом, что закреплено в статье 13 Конституции РФ и статье 15 Закона «Об общественных объединениях». Значение общественных объединений фактически различно (есть более или менее известные, влиятельные и т.д.), но все же с точки зрения закона у них равные права и возможности.

Вторая сторона равноправия внутреннее равноправие всех членов (участников) общественных объединений (статья 6 Закона). Здесь мы говорим не столько о конституционных и законных правах граждан, сколько об уставных правах (внутри конкретного общественного объединения). Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом (ст. 6 Закона «Об общественных объединениях»). Члены (участники) общественного объединения должны быть равны не только перед законом, но и перед уставом конкретного объединения, и пока они состоят в объединении действовать в рамках деятельности объединения на основании устава и подчиняться ему.

Законность (легитимность) предполагает особые отношения общественных объединений и государства в общем, и в первую очередь то, что общественное объединение вопреки действующему законодательству (Федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а региональные и местные общественные объединения, кроме того и локальным нормативным правовым актам) не имеет права на существование. Государство, в свою очередь:

не вмешивается в деятельность общественных объединений;

оказывает им возможную поддержку;

регулирует предоставление объединениям налоговых и иных льгот и преимуществ (ст. 17 Закона).

Последний признак общественного объединения - наличие учредителей и членов (участников), то есть граждан (а также иностранных граждан и лиц без гражданства), принимающих решение о создании объединения, составляющие его кворум и разделяющие его цели. К учредителям, членам и участникам гражданам РФ, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства статья 19 Закон «Об общественных объединениях» предъявляет специальные требования. Статья 18 же закрепляет, что учредителями общественного объединения выступают не менее трех физических лиц. Правда, статья 15 Закона «О некоммерческих организациях» говорит о возможности учреждения такой организации всего одним физическим лицом. Однако по отношению к этому нормативному акту Федеральный закон «Об общественных объединениях» (как разновидности некоммерческих организаций) выступает в качестве lex specialis и поэтому обладает преимущественной силой.

Таким образом, общественное объединение на территории Российской Федерации представляет собой действующее на основании Конституции РФ и действующего законодательства учрежденное добровольно, по инициативе граждан, имеющее в своем составе равноправных членов или участников, самоуправляемое, некоммерческое формирование, действующее открыто и гласно на основании учредительного документа (Устава) с закрепленными в нем целями.

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: