Меры регулирования модернизационно-инновационных аспектов регионального развития

 

Переход к модернизационно-инновационному развитию экономики РФ невозможен без формирования и развития региональных инновационных систем (РИС). В упрощённом виде алгоритм, вытекающий из стандартной концепции РИС, сводится к следующему:

− принятие комплекса мер, направленных на активный рост числа региональных вузов и исследовательских институтов (так называемых провайдеров знаний − новых технологий, перспективных научных исследований и т. п.), университетских компаний и/или содействующих тесной привязке местных фирм к внешним источникам этих знаний;

−  привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов и активное стимулирование роста профессиональной квалификации уже имеющегося персонала;

−  создание сетей бизнес-инкубаторов для поддержки старт-ап-компаний;

−  создание и/или долгосрочное финансирование деятельности исследовательской организации, отслеживающей на регулярной основе ключевые для важнейших региональных промышленных кластеров рынки и технологии;

− создание эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и коллаборационных отношений между региональными компаниями, исследовательскими организациями и государственными учреждениями;

− обеспечение тесных контактов внутри местной бизнес-элиты, то есть развитие формальных и неформальных сетевых организаций;

− обеспечение активного притока в регион венчурного капитала (на ранних этапах финансирования − создание сетей «бизнес-ангелов»).

Перспективы инновационного развития страны во многом зависят от эффективности проводимой государством региональной политики. Для регионов РФ формирование государственной региональной инновационной политики (РИП) связано с разработкой политики, учитывающей специфику и социально-экономическое положение региона. Основной целью РИП является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

РИП направлена на решение следующих основных задач:

− определение и реализацию приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ;

− разработку и осуществление системы мер по эффективному развитию и использованию инновационного потенциала, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры, и в конечном итоге, на выпуск новой, конкурентоспособной продукции;

− осуществление мер по поддержке продвижения на рынки новой продукции, в том числе по поддержке экспорта новой продукции и (или) новых технологических процессов, созданных российскими производителями;

− содействие созданию и внедрению нововведений, принципиально новых достижений в образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, организации и управлении экономикой;

− обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы для развития инновационной деятельности.

− усиление государственной поддержки субъектов и процессов инновационной деятельности путем установления порядка и механизмов прогнозирования, программирования, финансирования, экономического стимулирования и организации мониторинга инноваций во всех сферах социально-экономического развития региона.

Реализация РИП направлена, во-первых, на решение стратегической задачи развития конкурентоспособного производственного и научно-технического потенциала региона и, во-вторых, на обеспечение на этой основе устойчивого социально-экономического развития региона.

В задачи РИП входит не только решение локальных задач инновационного характера на основе использования потенциала научно-технических организаций региона, но и стимулирование инновационной активности предприятий, преодоление разобщенности различных хозяйствующих субъектов, разработка различных механизмов обеспечения их экономической интеграции. Это, в свою очередь, предполагает разработку четкой стратегии, установление целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения

К числу важнейших задач государственной РИП как системного элемента стратегического управления региона относится определение и реализация приоритетов инновационной политики, эффективных инновационных проектов и программ.

Институциональными элементами, обеспечивающими инновационное развитие в регионах, являются:

− региональные инновационные стратегии и программы (включая межведомственные и межрегиональные, в том числе на среднесрочный период);

− механизмы государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;

− благоприятный экономический и инвестиционный климат для функционирования инновационно-активных предприятий региона;

− кооперация между научными организациями, организациями инновационной инфраструктуры и промышленными предприятиями региона;

− мониторинг развития инновационной деятельности в регионе и др.

Новым подходом в РИП является развитие кластеров. Повышение в последние годы интереса к региональным кластерам и инновационным системам отражает осознание важности региональных ресурсов в стимулировании конкурентоспособности и инновационного потенциала промышленных предприятий.

В России в отличие от развитых стран формирование кластеров осуществляется на основе отраслевой специализации. Кластеры создаются на базе сформированных еще в советское время промышленных конгломератов (к примеру, микроэлектроника и биотехнологии в Новосибирске, текстильная промышленность в Иваново). Средний и малый бизнес слабо позиционируют себя, в то время как в экономике Европы основная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится на малые и средние предприятия.

Кластерный подход является своеобразной методологической основой инновационной политики, объединяя промышленную, научно-техническую политики, политику поддержки малого предпринимательства, а также региональную политику.

В настоящее время в развитие кластеров вовлечено государство в лице как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Функции федеральных органов власти сводятся к продвижению идеи кластеров; продвижению и развитию хозяйственных агломераций путем реализации инфраструктурных проектов, включение механизмов государственно-частного партнерства; обеспечению информационной, образовательной и методической поддержки развития кластеров, мониторинг эффективности их деятельности; поддержке межрегионального развития кластеров; софинансированию региональных программ развития.

Функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является непосредственное участие в развитии конкретных кластеров на территории региона; выявление и анализ потенциала формирования кластеров; содействие разработке общей стратегии кластеров; участие в кластерных проектах; оценка эффективности участия региональных властей в кластерных проектах.

В последние годы внимание уделяется участию малого инновационного предпринимательства в региональных кластерных инициативах. В выделенном в федеральной программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства блоке мероприятий («Комплекс мероприятий по внедрению инноваций и технологической модернизации») предусмотрено следующее:

− предоставление грантов на создание инновационной компании (до 0,5 млн. руб.);

− субсидии инновационным компаниям на НИОКР, производственное проектирование, дизайн, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение патентов и лицензий, программное обеспечение; обучение и подготовку персонала, связанных с инновациями, маркетинговыми исследованиями, сертификацию и патентование (до 5 млн. руб.);

− субсидии на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

− создание организаций и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям, в том числе центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации, центров трансфера технологий;

− компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение технологического аудита (оценки существующего технологического уровня компании, системы управления качеством, системы проектирования и разработки новой продукции, в сравнении с конкурентами в России и за рубежом).

Многие из перечисленных мер, в частности, связанные с развитием инновационной инфраструктуры, реализуемы в рамках кластерной политики.

Эффективность проводимой в регионах политики зависит от скоординированных действий различных министерств и ведомств, принимающих участие в формирование и реализацию инновационной политики. При отсутствии должной координации программных мероприятий наблюдается неритмичность выделения средств в течение срока действия программ и низкие показатели отдачи вложенных средств. В числе других факторов, снижающих эффективность этого инструмента регулирования, можно отметить высокую степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов. Препятствием для развития государственно-частного партнерства (ГЧП) является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения. Не способствует развитию партнерских отношений неопределенность условий государственного контракта, когда государство, в случае уменьшения бюджетного финансирования, оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств на реализацию конкретного мероприятия. Частному бизнесу в такой ситуации достаточно сложно формировать свою инновационную стратегию.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: