Стратегический анализ представляет собой управленческую деятельность, связанную с постановкой и реализацией долгосрочных целей, поддержанием эффективных взаимоотношений организации с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям.
Выделяют пять задач стратегического управления:
− обоснование вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;
− обоснование стратегических целей и задач для их достижения;
− обоснование стратегии для достижения намеченных целей;
− обоснование стратегического плана;
− оценка результатов деятельности и обоснование изменений стратегического плана.
Основная цель стратегического анализа – оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.
К инструментам стратегического анализа относятся:
− формальные модели и количественные методы;
− самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
1) сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
2) анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.
Работники являются важным объектом этапа внутреннего анализа. От них во многом зависят темпы, с которыми будут происходить стратегические изменения.
Когда стратегические альтернативы определены, фирма преступает к завершающему этапу разработки стратегии− выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.
Информационная база стратегического анализа – это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического управления.
Источником такой информации является среда. По степени связи элементов среды со стратегическим управлением предприятия различают следующие его составляющие:
− макроокружение (внешняя среда);
− непосредственное окружение (промежуточная среда);
− внутренняясреда.
Стратегический анализ макросреды включает изучение экономики государства, правового регулирования, политических процессов, природных условий и ресурсов, социальных аспектов в стратегию развития предприятия.
Эти элементы макроокружения не влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы и другие. Оно охватывает тех участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения или которые непосредственно влияют на его деятельность.
Таблица 1.Источникиинформациипредприятия
Стратегический анализ внутренней среды выявляет возможности и потенциал, на который предприятие опирается в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутреннюю среду составляют следующие элементы предприятия: Научно-исследовательская работа (НИР), производство, менеджмент, маркетинг, персонал, финансы.
Объекты стратегического анализа размещаются в трех частях среды: макроокружения, непосредственного внутри предприятия. Они имеют разное влияние на стратегию деятельности предприятия.
Эффективность стратегического анализа зависит от количества и качества элементов, составляющих его информационную базу.
Формирование информационной базы стратегического анализа начинается со сбора информации о критических элементах среды следующими способами:
− сканирование среды, т.е. поиск уже сформированной информации, которая существует в ретроспективе;
− мониторинг среды, т.е. отслеживание текущей и новой информации;
− прогнозирование – попытка представить информацию о будущем состоянии среды.
Для анализа информации на предприятии создается специальная система оценки внешней среды, которая предусматривает проведение специальных наблюдений, связанных с особыми событиями, и регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться различными способами (анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; изучение мнений сотрудников предприятия; анализ опыта деятельности предприятия).
При составлении отчетов, позволяющих контролировать стратегический процесс, следует придерживаться следующих общепринятых правил:
− информация и система отчетности должны содержать данные не более чем это необходимо для выяснения надежной картины настоящего времени;
− информация должна быть необходимой и достаточной для понятия своевременных управленческих решений;
− статистические отчеты должны отражать отклонения от плановых показателей, чтобы привлечь внимание менеджеров и руководства до выяснения причин отклонений от поставленных задач развития предприятия;
− отчеты и статистические данные должны быть своевременными и предоставлять возможность оперативно корректировать деятельность предприятия.
Отчетная и другая информация дает возможность аналитикам оценить показатели и обеспечить условия для внедрения новых разработок и действий, которые будут способствовать улучшению выполнения или конкретизации стратегии.
Внешними источникам информации стратегического анализа являются:
− обзоры рынка;
− аналитические статьи;
− реклама;
− статистика;
− базыданных;
− оценки экспертов;
− информация об уже проведённых исследованиях.
Стратегические информационные потребности предприятия включают все, что может повлиять на долгосрочную деятельность предприятия, непредвиденные случайности, связанные с изменениями в среде, даже информацию о событиях, которые находятся вне границ деятельности и влияния, но могут изменить судьбу предприятия. Стратегические информационные потребности зависят от тех стратегических целей, которые предприятие ставит перед собой.