Понятие контркультуры и маргинальной культуры

Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Контркультура противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Маргинальная культура - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур. Кмаргинальным, например, относят "культурные гибриды", оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, "бомжи").

 

Мораль и культура. Моральная культура особы как система ценностей

Мораль - система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Общественная мораль осознается и, благодаря этому, сообщает культуре более четкие ориентиры, поддерживая ее и облегчая ее трансляцию, а также культурную преемственность поколений. Каждый человек фактически опирается на личную мораль, которая служит более или менее искаженной проекцией общественной морали, если таковая озвучена. Специфическая черта моральной регуляции - бескорыстие и самопожертвование.

Личная или общественная мораль привязаны к вполне определенной культуре. Тут и выступает моральная культура как система ценностей. Люди, принадлежащие к определенной культуре, склонны судить о человеке и обществе, относящихся к другим культурам, с позиций своей морали. Такого рода осуждающие или одобряющие оценки не прибавляют подлинного знания, но зато укрепляется сплоченность. Склонность людей абсолютизировать свою мораль, видеть в ней нечто универсальное проистекает из изрядной роли установки на превосходство в их культуре, а отнюдь не из ее собственных свойств. Личный отказ от указанной абсолютизации исключает использование моральных оценок в отношении других культур, но практически не устраняет сугубо личных внеморальных оценок. К примеру, человек с половой ориентацией не такой, как у других, живет, в сравнении с ними, в несколько отличающейся культуре и, следовательно, у него иная мораль. Поэтому отрицательная моральная оценка других не имеет никакого веса для этого человека. Такая оценка человека другой культуры означает лишь то, что мы считаем свою культуру и мораль неоспоримым образцом для всех прочих культур, что, как уже отмечалось, служит не истине, а является признаком чрезвычайно раздутого мнения о нашем превосходстве. Вместе с тем, если мы не придерживаемся подобного мнения, мы отнюдь не всегда становимся толерантными: многие испытывают неприязнь к людям иной половой ориентации не потому, что нам так велит наша культура, а по причинам, которые мы вообще редко можем осознать.

Совершенство нравственной культуры отдельного индивида и общества в целом зависит от разнообразия и развитости общественных нравственных чувств – добра, зла, справедливости, совести, долга, дружбы, милосердия, честности, любви, патриотизма и пр. Нравственная культура общества определяется, с одной стороны, нравственной культурой индивидов, а с другой, господствующими в данном обществе экономическими и политическими отношениями, устанавливающими «предельные границы человечности» конкретного общества, за которыми подлинная нравственность «скатывается» в нравственные извращения и пороки.

Моральная культура – это достигнутый обществом и конкретным человеком уровень человечности, гуманности в социальных отношениях.

Нравственная культура – это реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов (ценностей и норм).

Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

 

РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: