Роль науки в развитии культуры

На протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры. Но и культура - важнейшее условие развития научного познания (происходит взаимное обогащение).

Причина неоднозначной оценки науки в обществе - развитие науки дало человечеству колоссальные блага, но одновременно с этим разбудила огромные разрушительные силы. Эйфорическое отношение общественности, человека к достижениям науки, признание за наукой исключительно важной роли в жизни общества, признание интеллигенции, это позиция сциентизма. Она проявляется как вера в науку, в её могущество, возможность решить все проблемы, стоящие пред человечеством.В ответ на это в обществе возникла оппозиция – антисциентизм. Она концентрирует все те аргументы против науки (против субъектов науки, против рационального постижения действительности), которые существовали в истории человеческой культуры.

Как только две эти позиции сформировались принято говорить о появлении в обществе дилеммы "С-А/c". Аргументы:

1. Сциентизм пропагандирует достижения науки и НТП, приписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, т.е. распространять эти методы научности на все виды знания. Антисциентизм с предубеждением относятся к научным инновациям. Они отдают предпочтение не науке и разуму, а вненаучным средствам освоения бытия. В особенности отдают предпочтение мифу, символу и искусству - подлинное средство освоения бытия.

2. Сциентизм возвышая значение современной науки ссылается на знаменитое прошлое - науку нового времени. В то время она боролась с путами средневековья, победила схоластику, инквизицию, выступила во имя обновления культуры, появилась наука возрождения, которая привела к прогрессу в Европе, наука как производительная сила - научная, промышленная революция, улучшение материального благосостояния и т.д. Антисциентизм находит следующие контраргументы: не смотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее, т.к. приблизилось к опасности глобальных катастроф, источник которых - наука.

Роль техники в развитии культуры

Вряд ли кто усомнится втом,чтотехникалежитвосновекультуры. Человекобязанейсвоимстановлением.Хотя техническиеустройства - природные тела, все они материальные ценности. Каждое из нихобладает полезностью, которая не падает с неба, а формируется мастером. И вследствие этого оно не толькоявлениекультуры,ноимеракультурногоразвития общества.

Крометого, техническоеустройство -инструментцелесообразной деятельностичеловека.Прогрессируя, техника определила культурныйобразжизничеловека.Она содействовалаповышениюэффективноститрудовыхусилийра6отникаи рационализации хозяйственного и бытового уклада. Положительная роль техники была зафиксирована еще вантичномобществе.

Техника детерминировала развитие и общественных отношений,влиявшихна формированиесоциальныхкачествграждан.Неприрода,аобщественное отношение делает одного рабом, а другого - рабовладельцем.Итак, человек, создав технику, получил возможность менять условиясвоего существованияименятьсясам.Приэтомонсталосновоположником принципиально нового объективного процесса - культурного,когдаформаи материал оказались в разных руках (человека и природы), аизделиямастера обрели собственную основу и получили возможность функционироватьнарядус человеком и в определенной степени дистанцироваться от природы. Все эти последствия технического прогресса не моглинестатьпредметом дальнейшего культурологического анализа, который, разумеется,следовалза изобретательством и сталособенноинтенсивным,когдаобозначился культ техники.

Если техника - законное достояние всей культуры, каждый народ втойили инойстепенисоздалсоответствующиесвоимвозможностямипотребностям технические средства, то только западноевропейская культураобогатиласебя культом техники. Культтехники готовилсянапротяжениирядастолетий.

Первая техническая революция вызвала к жизниицелуюармиюинженеров, которыеобъективносталивыполнятьрольжрецовтехническогобога. Техническая грамотность стала теснить художественную литературу, живописьи музыку. Вразвитыхстранахпоявилисьмощныеполитехническиеинституты, ставшие своеобразными храмами культа техники.

Культ техники породил многочисленную философскуюлитературу,вкоторой нашло свое отражение противоречивое отношение общества и к самой технике,и к ее культу

Спор о технике исключительно полезен для уяснения существа культуры. Само возникновение культуры неразрывносвязаностехникой. Техникалежитвоснове культуры и является культурной ценностью.

Техника —этоособое явлениекультуры,этосформированнаямастеромприродная материя. Тем самым объективный процесс какбыраздваиваетсянаестественный и культурный. Естественный характеризуется единствомформыи материала; культурный же—ихразрывом. Форма оказываетсянасторонечеловека, субъекта, а материал - на стороне природы, объекта. Беря насебяответственностьформированияприроднойматерии,человеквступаетна рискованный путь развития. Созданные, инженером устройства - «нечто внешнее поотношениюктворцу»(Аристотель),обладающеесвоимизаконамифункционирования, с которыми вынужден считаться их создатель. Искусственно созданные материальные устройства, объекты,цивилизациянабираютсилуи становятся в определенном отношении чуждыми человеку, его культуре. Техника -этосоциальнополезнаяфункциональнаяцелостность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: