Вопрос № 11. Современные субкультуры

Субкультура является специфической частью современной культуры. И.Л. Смаргович рассматривает субкультуру как «естественный и социально обусловленный феномен, появляющийся под влиянием социально-культурной необходимости в нем». Исходя из данного высказывания, можно определить, что появление субкультур - это не спонтанный социальный процесс, а целенаправленный процесс в рамках развития культуры. Именно культура является основным заказчиком и потребителем «культурного продукта» молодежных субкультур.

На сегодняшний день весьма обильно многообразие субкультур в молодежной среде. Участники разных неформальных объединений пропагандируют своё движение, для этого создают свои сайты и порталы, дают интервью представителям прессы и др. На молодёжном субкультурном портале субкультура рассматривается как хобби, переросшее в образ, а зачастую и в смысл жизни. Молодежные субкультуры базируются на идейном миропонимании и видении жизни в целом. Представители демонстрируют единодушие, что выражается в их действиях, поступках, манере носить определённый стиль одежды и т.д.

Существуют разнообразные типологии молодежных субкультур. О.В. Куспляк предлагает несколько вариантов группировки неформальных объединений.

Одна из предложенных типологий:

· Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры),

· Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

· Криминальные («гопники», «люберы»),

· Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными.

Также автор предлагает разделить субкультуры по признакам:

· Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

· Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

· Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

· Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

· Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры;

· Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

· Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры;

· Элита: мажоры, рейверы;

· Социально-активные: экологисты, пацифисты;

· и многие другие, в том числе связанные с туризмом и путешествиями (диггеры, хитч-хайкеры и те же скауты)

Так же И.Л. Смаргович сгруппировала «наиболее существенные молодежные объединения в несколько основных групп:

· социально и политически направленные неформальные молодежные группы, ориентированные на решение политических проблем и проблем культурно-зрелищного характера. Они занимаются охраной окружающей среды, сохранением и восстановлением памятников истории, культуры, выступают за формирование гражданской потребности;

· асоциальные молодежные объединения или группы, объединения по образу жизни. Для участников этих групп совместное общение становиться образом жизни (пипл, система, рокеры, спортивные фанаты, члены сектантских общин). Если они и протестуют против общественных норм, то это скорее протест пассивный, внутренний, это отказ от соблюдения общепринятых правил;

· антисоциальные молодежные группы (скинхеды, банды, нацисты и др.). Члены таких объединений агрессивно и радикально выражают свой протест; формы его выражения граничат с хулиганством и криминалом, а иногда и переходят в него;

· неформальные объединения художественно-альтернативной направленности, участники которых профессионально не принадлежат к литературно-артистическому миру, но являются активными поклонниками искусства. Это так называемые готы (поклонники готической эстетики), граффитеры (любитель граффити), группы неформальных поэтов, прозаиков, любителей различных жанров и видов искусств».

Причины вхождения в неформальные молодежные объединения разнообразны: одиночество, недопонимание с родителями, склонность к безопасности, индивидуализация социального пространства, группирование, свобода, эмоциональная содержательность коммуникации, желание восполнить лишения в традиционных институтах – семьи и школы. Всё перечисленное подталкивает представителей молодого поколения к действию и общению между собой.

Культура в неформальных объединениях своя, никем не придуманная и не навязанная. Это можно увидеть, рассмотрев любую из них. У большинства субкультур есть своё собственное музыкальное предпочтение, сленг и сам образ жизни.

Таким образом, субкультура – это совокупность ценностей, систем и жизненных взглядов, которые пропагандируются в малой социальной группе. Отдельные представители молодежных субкультур формируют основу для роста отрицательной ориентации молодого поколения (проблемы с криминалом, наркотическая зависимость и т.д), иные – положительно влияют на молодежную среду (становятся почитателями искусства, охраняют окружающую среду и т.д.). Однако основным направлением деятельности неформальных молодежных объединений является изучение и приобщение к обществу, а также удовлетворение культурных потребностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: