double arrow

Миф как феномен культуры. Теории и интерпретация мифа

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное - поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности.

Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Мифы - это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных установлений - норм, обычаев, правил поведения.

Среди множества ее функций наиболее существенны следующие:

- аксиологическая, или ценностная. Выражает качественное состояние предмета или идеи.

- семиотическая, или знаковая. Это чтение текстов на специфическом языке знаков.

- гносеологическая, или познавательная: опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире.

- коммуникационная ( функция трансляции ). Это механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

Известный российский культуролог Л. Г. Ионин полагает, что «миф есть фундаментальная форма строения реальности».

При этом Л. Г. Ионин выделяет несколько функций мифа:

1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию.

2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов.

3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность.

4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов.

5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.

Мифы этиологические («причинные», т.е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.

Мифы космогонические (большей частью менее архаические, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.

Мифы астральные - о Звёздах и планетах. Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных.

Мифы близнечные - о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений.

Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.

Мифологическое сознание незримо присутствует в мировоззрении современного человека: это суеверия – связь несвязанных событий и действий, вера в талисманы, гадание, колдовство.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.

Теории и интерпретации мифа:

1. Аллегорическая и эвгемерическая интерпретация мифа. Обе интерпретации обнаруживаются уже на том этапе античности, когда миф начал терять свою силу. В аллегорическом рассмотрении мифические истории понимаются как аналогии и персонификации природных сил, что является следствием примитивного невежества и общего стремления человека интерпретировать непостижимое по аналогии с самим собой; напротив, для эвгемерического понимания мифа, которое идет от греческого философа Эвгемера (ок. 300 до н. э.) миф есть, помимо прочего, превознесение и обожествление предшествующих царей, героев и мудрецов, которое с легкостью начинается по мере их растущей удаленности во времени.

2. Интерпретация мифа как "болезни языка". Обращаются к науке о языке.

3. Интерпретация мифа как поэзии и "прекрасной видимости". Эта интерпретация характерна для того классического образа мира, который связывается с именами Винкельмана и Гете. Согласно этому представлению, миф не является аллегорией, он не прозаическая истина, представленная в образном сравнении, но миф есть поэзия.

4. Ритуально-социологическая интерпретация мифа. Ритуально-социологическая концепция впервые представила миф как форму бытия, включающую целостную практическую реальность и определяющую основы человеческих общностей.

5. Психологическая интерпретация мифа. Первую разработанную психологию мифических представлений мы находим, в ницшевском "Происхождении трагедии из духа музыки", где дионисийское начало, взятое само по себе в качестве объективного основания бытия, как лежащая в основе всех явлений праисторическая клеточка жизни и вечно рождающейся и умирающей мировой воли, представляет собой лишь один полюс греческого мифа. Другой — аполлоновский — должен быть понят, по Ницше, психологическим образом. Аполлоновское начало является той мечтой, которая несет в себе успокаивающие, полные света образы олимпийских богов.

6. Трансцендентальная интерпретация мифа. Трансцендентализм дает совершенно иное истолкование мифа: согласно ему, миф, даже неразвитый, содержит в себе формы сознания, которые обладают априорной необходимостью.

7. Структуралистская интерпретация мифа. Структурализм в отличие от трансценденталиста задается вопросом не об истинностном содержании мифа, а о том, в чем его когерентность, его внутренняя логическая связь и тем самым его рациональность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: