Эволюционистские концепции культуры (Л. Морган, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.)

Эволюционизм - система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие.

Эволюционизм- направление, являвшейся наукой о человеческой культуре. Самостоятельная дисциплина, исследовавшая историческое развитие культур, осуществляла сравнительный анализ их различных типов, изучала закономерности функционирования, взаимодействие с природными условиями.

Почти одновременно в Германии, Франции, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур (все народы идут по одному пути развития), прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, психологическое обоснование явлений культуры, идеи прогресса в общественном развитии.

Идея первых исследователей культур - это идея создания общей науки о человеке и культуре.В природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности, и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения.

К главным предметным областям исследований следует отнести: стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

В США ведущим представителем эволюционизма стал Льюис Морган. Он являлся сторонником идеи технологического детерминизма, согласно которой основными движущими силами социальных изменений оказываются изобретения и открытия. К подобным выводам Морган приходит в своем фундаментальном труде «Древнее общество».

Параллельно с материальным прогрессом шел прогресс духовный, основу которого составили единые идеи: правительства, семьи и собственности. Идея правительства прослежена начиная с родовой организации и вплоть до современной политической организации. Идея семейной организации рассмотрена в пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. В «Древнем обществе» Морган ставит перед собой задачу показать наиболее ранние формы семьи, чем нам известные - патриархальная и моногамная, которые автор называет «современными». Идея собственности рассмотрена в ее различных формах существования и передачи по наследству.

Морган, делит всю историю человеческого общества на три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию.

Концепция Дж. Фрезера -автор работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. "Золотая ветвь" и "Фольклор в Ветхом завете". книги "Тотемизм и экзогамия", "Почитание природы" и др.

Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Был одним из создателей исторического подхода к Священному Писанию. Он является автором концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества.

Согласно Фрезер, существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии и т. д. Затем человек стал приписывать сверхъестественные способности уже богам. К ним он стал обращаться с молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы. Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Фрезером.

У Э. Тайлора уже вовсе не ощущалось различия между понятиями «культура» и «цивилизация». Элементы дескриптивной концепции культуры. Культура может рассматриваться как состоящая из верований, обычаев законов, форм познания и искусства и т.п., которые присущи индивиду в качестве члена того или иного общества и которые могут быть изучены с помощью научного анализа. Одной из задач изучения культуры, по мнению Э. Тайлора, является разложение этого целого на составляющие его части и систематизация и классификация их.

Подход Э. Тайлора к изучению культуры содержит определенные методологические посылки. Она должна изучаться систематически и строго научными (scientific — т.е., можно сказать, естественно-научными) методами. Изучение культуры предполагает сравнение сходных элементов различных культур: верований, обычаев, идей и ценностей, объектов элементов материальной культуры, орудий труда и т.п. В рамках этой научной парадигмы «явления культуры подобны видам растений и животных. Лук и стрела составляют вид так же, как обычаи татуировки, подпиливания зубов или обычай счета десятками. Географическое распространение или переход этих обычаев из одного района в другой следует изучать подобно тому, как изучаются распространение и миграция растений и животных. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Э. Тайлор называет культурой».

 

22. Неоэволюционистские направление развитиякультуры (Л. Уайт, Ж.Стюард, Э. Сервис).

Неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX векаблагодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. Они рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях.

Идеи неоэволюционизма получили особое распространение в США и наиболее полно разработаны в трудах Лесли Элвина Уайта (1900-1972). По его мнению, культура представляет собой независимую систему, функция и цель которой - делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Согласно егоконцепции, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Культура - это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

Л. Э. Уайт в этой системе различал три подсистемы:технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т.п.); социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);идеологическую (знания, идеи, верования).

Значительное место в концепции Л. Э. Уайта занимает теория символов.

Дж. Стюард(1902-1972) был убежден, что различные виды окружающей среды требуют различных форм адаптации к ним, поэтому и культуры развиваются в разных направлениях. Он ввел понятие: культурная экология - процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой. Это процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не смогла оптимально приспособиться к окружающей среде.

Стюард Элман Сервис (Service) (Sahlins, род. 1930) разработалновую классификацию единиц социальной интеграции на разных уровнях, разных ступенях культурно-исторического процесса. Критериями послужили формы обмена и т. п. Существенным было введение между племенем и государством промежуточной ступени, которую они назвали " вождество" (в какой-то мере вождество соответствует "военной демократии" Энгельса). Схема получилась такой: band - tribe - chiefdom - state (орда - племя - вождество - государство ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: