ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К динамике культуры относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Первокирпичикамидинамики культуры выступают культурные открытия и изобретения30-х гг.
Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил А. Тойнби (1889 - 1975). Единицей исследования у Тойнби является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация. Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени. Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни - экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции Тойнби составляет религия.
|
|
Тойнби высказывает мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели, уступая место другой.
В начальный период исследования Тойнби выделяет 21 цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций. Большинство из них умерло и забыто.
В настоящее время сохранилось лишь 5 цивилизаций:
1.Западная христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где получил распространение католицизм или протестантизм).
2. Православная христианская (страны Юго-Восточной Европы и Россия).
3. Исламская на Ближнем Востоке.
4. Буддистская на Дальнем Востоке (в Китае и Японии).
5. Индуистская в Индии.
Среди стимулов природной среды Тойнби выделяет:
1) стимул бесплодной земли;
2) стимул новой земли.
Кроме стимулов природной среды Тойнби выделяет стимулы человеческого окружения, которые включают:
1) стимул удара (реакция на нападение);
2) стимул давления (''форпост'');
3) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).
Таким образом, именно стимулирующее воздействие со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его развиваться.
Определяющую роль в историческом процессе Тойнби отводит выдающимся, творческим личностям. Таким образом, общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного большинства. Механизм их взаимодействия Тойнби называет мимезисом, т.е. социальным подражанием.
Свою концепцию всемирно-исторического развития культуры разработал П.А. Сорокин (1889 - 1968).В работе ''Структурная социология'' Сорокин вводит понятие ''социокультурное взаимодействие''.
|
|
Оно включает 3 аспекта:
1) личность - субъект взаимодействия;
2) общество - совокупность взаимодействующих личностей;
3) культура - значения, ценности и нормы, которыми владеют взаимодействующие лица.
Ни один из этих трех элементов не может существовать без двух других, иначе он теряет всякий смысл. Фундаментом культурыявляются ценности. Ценностью может выступать как чувственное, так и сверхчувственное начало, либо синтез того и другого.
В соответствии с этим им выделяются три исторических типа культуры, к которым сводится все многообразие культур: идеациональный, чувственный (сенситивный) и идеалистический. В идеациональной культуре бог как сверхчувственное и сверхразумное начало признается истинной реальностью и высшей ценностью. Эта культура, по своей сути, религиозна.
Второй тип культуры - чувственная (или сенситивная). Она является антиподом идеациональной. В чувственной культуре преобладающими становятся материальные ценности. В ней высоко ценится все то, что удовлетворяет физиологические потребности человека и обеспечивает его бытовой комфорт. Здесь вечные ценности вытесняются ценностями временными.
Третьим типом культурыявляется идеалистическая культура. Она выступает как промежуточная и переходная между идеациональной и чувственной культурами. Исходным принципом идеалистической культуры является признание того, что реальная действительность многообразна, в ней сочетаются чувственная и сверхчувственная стороны, идеациональные и сенситивные ценности.