Смеховая концепция(М.Бахтин)

Михаил Бахтин – русский философ и литературовед. Он развил теорию универсальной народной смеховой культуры в своей работе "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения".

Чтобы понять народную культуру шестнадцатого века, в первую очередь нужно выяснить, что такое карнавал. Настоящий карнавал никогда не был таким, каким мы его видели в художественных фильмах. Он не укладывался в один вечер и не праздновался в помещении, ведь вся его суть –в многодневных и сложныхуличных действах и шествиях. В первую очередь это ярмарки с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей, а также шуточными пародийными представлениями.Кроме того, все церковные и сельскохозяйственные праздники имели свою народно-площадную смеховую сторону. Даже самые обычные пирушки не обходились без элементов смеховой организации – избрания на время пира королев и королей «для смеха».

Бахтин неустанно акцентировал внимание на смеховом аспекте этих празднеств, без которого они вообще немыслимы.При этом он имел в виду не индивидуальную реакцию на что-то остроумное, а всенародный смех, который сокрушает все серьезное.

Он нивелирует все законы и традиции, делая их объектом пародии, буффонады, карикатуры. Апеллируя к плотским желаниям и физиологическим потребностям человека, они высмеивали освященные традицией нормы семейной жизни, церковные заповеди и не только.

Лучше и полнее до нас дошли представления шутов и дураков, суть которых была в пародийном дублировании различных моментов серьезного церемониала. Они искажали пафосный и возвышенный тон этих мероприятий, используя для их описания понятия из обыденной жизни.

Бахтин пишет, что для народной смеховой культуры характерно особое восприятие окружающей действительности – здесь все переворачивается с ног на голову, воссоздается мир «наизнанку». Эти празднества принципиально отличались отофициальных – церковных и государственных –культовых форм и церемониалов, например, тем, что отрицали иерархические отношения между людьми. Во время карнавала стирались все ранги и титулы, и каждый свинопас мог обратиться к знатному человеку как к своему другу.

Таким образом, во время карнавала создавалась вторая, идеальная жизнь народа. Карнавальная культура стала своеобразным отображением верования о цикличности всего сущего, последовательности жизни и смерти. Она полностью основывается на противопоставлении двух категорий – «верха» и «низа», которые имеют строго топографическое значение: верх – это небо, низ –земля, которая считалась и поглощающим, и возрождающим началом.

Эстетической концепцией народной смеховой культуры стал гротеск. В этом искусстве нет ничего завершенного, устоявшегося, стабильного, поэтому оно создает своеобразное ощущение головокружения. Все образы очень изменчивы, и это выражается в том, что они всегда показаны на грани, у определенного порога жизни – они либо рождают и рождаются, либо умирают. Идеальный гротескный образ, который соединяет в себе и то и другое – это беременная старуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: