Экзистенциальные концепции культуры (М. Хайдэггер , Ж.-П. Сартр , А. Камю )

Экзистенциализм – это философское учение, утвердившееся и развивавшееся в первой половине двадцатого века, в период между двумя мировыми войнами.

Термин экзистенциализм буквально означает «философия существования, рассматривающая человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы». Экзистенциализм – это иррациональная реакция на рационализм Просвещения. Как и все представители иррационализма, «философы существования» выступали против современного им понимания рациональности. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, т. е. разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в контексте «субъект-объект». Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях. При этом философия стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Для описания её структуры многие представители экзистенциализма (например, М. Хайдеггер, Ж-П.Сартр) выделяют в качестве структуры сознания его направленность на нечто другое – так называемую интенциональность. Все это говорит нам о том, что Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, истинное бытие направлено к ничто и, пожалуй, самое главное, при этом сознающее свою конечность. Поэтому, например, у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию таких проявлений человеческого, как забота, страх, решимость, совесть, которые определяются через единственно реальную возможность для всех – смерть. В отличие от физического времени – чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов – экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть. Экзистенциалисты, особенно М. Хайдеггер, подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими «экзистенциалами», то есть проявлениями истинного бытия, как «решимость», «проект», «надежда».

По Сартру, быть свободным означает быть самим собой, ибо человек «обречен» быть свободным. Однако везде мы можем констатировать некоторую «обременительность» свободы, человек всю свою жизнь несет тяжкий груз в стремлении стать личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть уникальным бытием – экзистенцией, то есть стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.

Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man». Это мир вообще, как само значение слова «человек». Здесь все анонимно, нет субъектов действия, а есть лишь одни объекты. В этом мире, как оригинально заметил немецкий мыслитель, всё «другое» и все «другие», человек даже по отношению к самому себе является «другим». Это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности, а стало быть – несвободен и не является экзистенцией.

Мартин Хайдеггер (1889–1976), немецкий философ, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Основные произведения: «Бытие и время» (1925), «Неторные тропы» (1950), «На пути к языку» (1959), «Вехи на пути» (1967), занимающие особое место в философии экзистенциализма. Ни одного автора в ХХ в. не цитировали так часто, как Мартина Хайдеггера.

Самым значительным представителем французской феминологии, основателем атеистического экзистенциализма считается Жан Поль Сартр (1905–1980), французский философ, писатель, автор теоретического труда «Бытие и ничто» (1943), а также романов и пьес «Дороги свободы», «Слова», «Тошнота», «Мухи», «Мертвые без погребения», «Стена».

Экзистенциализм приобрел большое влияние на умы людей в Европе во многом также благодаря крупному писателю, публицисту, философу – Альберу Камю ( 1913–1960). В 1942 году он пишет два своих известных произведения: повесть «Посторонний» и философское сочинение «Миф о Сизифе». В послевоенные годы мыслитель выпускает популярный роман «Чума» (1947) и грандиозное философское эссе «Бунтующий человек» (1951).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: