Психоаналитические концепции культуры (К.ЮнгА.Адлер)

Основоположником психоанализа был австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939).

Фрейд выдвинул гипотезуо доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Это бессознательное оказывает мощное давление на сферу сознания человека.

Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский врач, отошедший от Фрейда в 1911 г. и создавший учение, получившее название индивидуальной психологии.

В отличие от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели.

С точки зрения Адлера, невроз - это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства неполноценности, и обрести чувство превосходства. Невроз не ведет к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество.

Другим ярким представителем психологического подхода к культуре был щвейцарский социальный психолог и философ К. Юнг (1875-1961). Юнг пришел к выводу, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Коллективное бессознательное передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Содержанием коллективного бессознательного являются общечеловеческие первообразы – архетипы. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость" - вот только некоторые из них, с которыми приходится сталкиваться человеку, осуществляющему разбор со своим бессознательным.

Юнг разработал типологию характеров, разделив людей на экстравертов (то есть обращенных вовне) и интровертов (то есть обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать работы, посвященные основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями.

Психоаналитическая концепция культуры возникла на базе психологического изучения культуры в начале XX века. Психоанализ изучает глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые часто даже не осознаются человеком (так называемая бессознательная мотивация).

Социальная концепция культуры в работах Э. Фромма и К. Хорни.

Социологическая мысль в начале XX в. была направлена на рассмотрение причин кризисного состояния общества и его ценностных систем. В связи с этим социологи обратились к изучению различных аспектов культуры и религии. Это в свою очередь стало основанием для появления аксиологического подхода к анализу общества и культуры.

Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе социально-организованной деятельности, и особенности культурного развития общества всегда зависят от социальных факторов: экономической системы, социально-классовой структуры общества, характера политических отношений. Он считал, что человек изначально является социальным существом.

Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. Во-первых, физиологические потребности – первичный мотив человеческого поведения – это утоление голода, жажды, потребность во сне. Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром, духовная связанность с ним, потребность в общении с себе подобными (потребность избежать одиночества).

Хорни- формирование социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин, в особенности то, что их биологическая природа предопределяет "зависть к пенису". Во-вторых, социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами показали непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов. Всё это привело ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: