Личность в культуре: биографический метод

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого. Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является движущей силой культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества.

Культура и личность – это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все.

Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени.

Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее.

Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует культурные нормы.

Личность – это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению.

Культура личности – это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор социальных ролей, формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Один из них – биографический.Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.

 

Игровая и Смеховая концепции культуры (Й. Хёйзинга, М. Бахтин и др.).

Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги(1872–1945).

Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом-идеалистом Йоханом Хейзингом в работе «Человек играющий». Она рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Игра – это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры – в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть ни дурной, ни хорошей. В сущности, игра несовместима с насилием.

Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи ее существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрой. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в ее первоначальных фазах, играется.

Подлинная культура не может существовать без игрового содержания. Й. Хейзинг подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы ее «играли», – по взаимному соглашению относительно определенных правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: