Теоретико–методологическая основа ППД нарушений развития

Ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие.

• Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.

• Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.

• Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.

• Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

 

Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного развития, для детей с нарушениями развития в нашей стране до 90-х годов ХХ века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть были открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них созданы особые образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие таких детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка.

Дифференцированный подход к обучению и воспитанию предусматривает использование предназначенных именно для этих детей образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, материально-техническую базу специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.

В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений. Наряду со специализированными дошкольными образовательными учреждениями и специальными (коррекционными) школами I–VIII видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т.п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто — разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

С середины 90-х годов в отечественной коррекционной педагогике наметилась тенденция к интегративному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Концепция интегративного обучения является в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Совместное обучение и воспитание даст многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение и воспитание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

К сожалению, интегративные процессы являются на сегодняшний день недостаточно методологически и методически проработанными и носят, как правило, стихийный характер. Вследствие этого контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах в настоящее время встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В.И. Селиверстов, Б.П. Пузанов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: