Основные (ключевые) понятия: гуление, атака звука, лепет, слог, первые слова, словесное ударение, логическое ударение, палатализованность, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение, замена звука, смешение звуков, искажение звука, пропуск (отсутствие) звука, фонологический дефект, морфологический дефект, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм.
Произносительная сторона речи является непосредственным результатом моторной реализации речевой деятельности. Однако, имея вполне сформированный периферический речевой аппарат, ребенок не обладает совершенными произносительными возможностями, обеспечивающими воспроизведение «взрослой» нормы звукопроизношения. Их активное развитие отмечается в течение первых 5-6 лет жизни.
Важную роль в развитии произносительной стороны речи в онтогенезе играет совершенствование артикуляционных навыков и формирование фонематического слуха ребенка. Соответственно развитие фонематического слуха и артикуляции подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения.
Дофонемная стадия развития ребенка (от рождения до 1 года) характеризуется становлением следующих функций:- неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для развития фонематического слуха,- элементарных произносительных умений, проявляющихся в виде предречевых реакций,- физиологического и речевого дыхания,- голосообразования.Первой произносительной реакцией ребенка является крик новорожденного. Он появляется на фоне первого выдоха после расправления легких и является безусловной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Крик здорового новорожденного громкий, длительный, чистый, с коротким вдохом и продолжительным выдохом. В звуковом отношении он представляет собой нерасчленимый звуковой поток, выделить из которого отдельные звуки практически невозможно. Исключение составляет звук [ а ], воспроизводимый в крике при широком открывании рта.
Развитие слухового восприятия малыша этого возраста базируется на врожденных ориентировочных рефлексах. Так, при резком звуке новорожденный вздрагивает всем телом, замирает и прислушивается. В дальнейшем на втором месяце жизни ребенок при восприятии звукового сигнала способен поворачивать голову в сторону раздражителя и следить взглядом за источником звука (погремушкой).При нормальном речевом развитии к 2 месяцам частота крика снижается и появляется новая произносительная реакция – гуление. Оно возникает в ответ на физиологический комфорт, осуществляется на мягкой атаке звука и включают в себя не только сочетания недифференцированных гласных, но и прототипы согласных («а-гу, бу-у, а-бу» и т.д.).
К 4-5 месяцам активность гуления постепенно снижается, и у ребенка появляется новая предречевая реакция – лепет. Он, так же как и гуление, в основном состоит из недифференцируемых звуков. Однако со временем в лепете становятся хорошо различимы гласные [ а, о, и, у ] и согласные звуки [ б, бь, г, м, мь, дь, ть, к, п, пь ]. В этом же возрасте у ребенка отмечаются первые дифференцировочные реакции. Малыш начинает различать качественно разные звуки окружающего мира (дверной звонок, стук и т.д.), выделять из множества неречевых звуков и шумов звуки человеческого голоса, по-разному на них реагировать. Дальнейшее развитие приводит к совершенствованию слухового восприятия. К 5-6 месяцам малыш уже хорошо различает голоса близких людей. Голос чужого человека приводит к замедлению общих движений ребенка. По-другому он реагирует на голос матери – ее напевная мелодичная речь успокаивает его. Тем не менее, ребенок до года воспринимая речевое высказывание, не выделяет из него отдельные фонемы, усваивается только его римико-мелодический контур.Начало усвоения ритмико-слоговой организации речи отмечается в возрасте 5-6 месяцев, что связано с ритмичным произнесением и повторением под контролем слуха устойчивых звукосочетаний (слогов) – появлением лепета.
Первые лепетные цепочки могут быть чрезвычайно разнообразными. Так, к 5 месяцам у малыша появляются вокализации в виде ритмичного пропевания сочетаний гласных звуков. К 6 месяцам здоровый ребенок начинает воспроизводить два одинаковых слога («мааа-мааа, бааа-бааа» и т.д.). В 6-7 месяцев малыш осваивает цепочки из 3-4 стереотипных (одинаковых) сегментов («ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба» и т.п.).
Затем звуковой состав лепетных структур усложняется – ребенок чередует в лепете слоги с разными гласными звуками («те-те-тя, ба-ба-ба-би» и т.п.). К 9-10 месяцам в лепете воспроизводятся ритмичные сочетания различных слогов («ди-ди-ка, ма-ма-тя, a-кa» и т.п.).
Кроме того в довербальный период осуществляется развитие дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, составляющих энергетическую основу звучной речи. Так в процессе крика у малыша формируется и закрепляется физиологическая основа короткого объемного вдоха и длительного ротового выдоха, необходимого для речевого дыхания. Во время гуления и лепета, которые в основном осуществляются на основе мягкой атаки звука, происходит становление механизма голосообразования и голосоподачи.
Таким образом, к концу первого года жизни дети произносят большинство гласных звуков, часть согласных звуков, артикуляция которых характеризуется невысокой артикуляционной напряженностью. Они хорошо различают привычные звуки окружающего мира, голоса людей, интонации. Однако система фонологических противопоставлений речевых звуков еще очень ограничена и неустойчива, что приводит к наличию недифференцированного звукопроизношения. К году закрепляется механизм автономного слогообразования – ребенок осваивает ритмико-звуковую структуру разных типов слогов. Происходит становление механизмов речевого дыхания и голосообразования.Активное развитие произносительной стороны речи ребенка начинается с периода появления первых слов (1-1,5 года). Ритмико-слоговая структура первых слов ребенка в основном повторяет структурную организацию лепета. Так, в возрасте 1 года малыш, как правило, воспроизводит слова, состоящие из двух одинаковых открытых слогов («ма-ма, би-би, ку-ку» и т.п.), или повторяет один (чаще ударный) слог услышанного слова (Миша – «ми»).
Их фонетический состав чрезвычайно близок к лепетным сочетаниям, и характеризуется наличием гласных [ а, и, у, о ] и согласных звуков [ м, мь, п, пь, б, бь, к, дь, ть, г, х, ль ]. Несколько позднее (к 2 годам) в речи детей появляются свистящие звуки [ сь, зь ], а также смягченный смычно-щелевой [ ць ]. Характерной особенностью звукопроизношения ребенка второго года жизни является палатализация (смягчение) большинства согласных звуков. Это обусловлено возрастной недостаточностью функций произвольного регулирования мышечного тонуса в подкорковых структурах головного мозга.
К полутора годам в речи ребенка появляются двусложные слова, состоящие из разных слогов («киса, дека, кока, айка» и т.п.). Структура воспроизводимых трехсложных слов упрощается им до двух слогов (собака - «бака», корова – «вова» и т.п.).
В этом же возрасте отмечается начальная стадия дифференциации фонем. В начале второго года жизни дети начинают отличать группу гласных звуков от всех согласных на основе их консонантности и звучности. Внутри группы гласных первым дифференцируется широкий гласный [ а ], затем наиболее противопоставленные по артикуляции и звучанию [ и-у ], [ и-о ], [ э-у ], [ э-о ], несколько позднее более близкие [ и-э ]. В последнюю очередь дети различают близкие звуки [ и-ы ] и [ о-у ]. В целом данный период завершается к полутора – двум годам жизни ребенка и плавно переходит в следующий.Дальнейшее развитие произносительной стороны речи связано с увеличением речевой активности детей в возрасте 2-3 лет. Ребенок третьего года жизни активно осваивает фонетическую систему родного языка. В его речи появляются четко артикулируемые губно-губные звуки [ в, вь, ф, фь ], свистящие [ с, сь, з, зь ], свистящая аффриката [ ц ], сонорные [ й, л, ль ]. Начинают появляться шипящие звуки [ ш, ж, щ ]. Но их использование в речи еще неустойчивое, и они часто заменяются на близкие по акустико-артикуляционным признакам свистящие. Шипящая аффриката [ ч ] пока отсутствует или расщепляется на составляющие [ ть ] или [ щ ]. Характерны пропуски сонорных звуков [ р, рь ] или их замена на [ й, ль ]. К трем годам увеличиваются возможности произвольного управления движениями органов артикуляции, нормализуется мышечный тонус, и ребенок начинает правильно воспроизводить в речи артикуляционные различия твердых и мягких согласных.
В этом же возрасте закрепляются фонологические противопоставления лабиализованных гласных [ о-у ], усваивается система оппозиций согласных звуков. Так, первыми в группе согласных начинают различаться звонкие сонорные звуки. Основой этого процесса является их противопоставленность шумным согласным по звучности. Следующий дифференциальный признак, который усваивает ребенок, - палатализованность согласных звуков. Изначально малыш воспринимает этот признак как единственно существующий в данной группе, но в дальнейшем начинает замечать и его отсутствие. В результате формируется различение мягких и твердых согласных. Затем ребенок учится дифференцировать звуки с менее выраженными признаками. Звонкие и глухие согласные противопоставляются друг другу на основе интенсивности их звучания, взрывные и щелевые – на базе длительности, свистящие и шипящие – на основе их акустического эффекта, сонорные [ л, ль ] и [ р, рь ] – на основе наличия голосовых вибраций. Дифференциация передне-, задне- и среднеязычных звуков осуществляется на основе формирования и закрепления речевых кинестезий в процессе совершенствования артикуляционных возможностей ребенка. Таким образом, к двум - трем годам у ребенка в целом формируется система фонологических противопоставлений. Дальнейшее развитие звукоразличения связано с автоматизацией акустико-артикуляционных признаков фонем и совершенствованием фонологической системы, завершающимся к 5 годам.Период 2-3 лет характеризуется бурным расширением активного словаря малыша. Ребенок использует в речевом общении одно-, дву-, трех-, четырехсложные слова. Однако, в трех-, четырехсложных словах один безударный слог пропускается (колобок - «кобок», обезьяна – «бизяня»). Сложные слова часто воспроизводятся ребенком как контурные.
В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходит дальнейшее совершенствование произносительных умений и навыков ребенка. В этот период возрастного развития дошкольник сознательно усваивает такие понятия как словесное и логическое ударение, учится выделять голосом наиболее важные в смысловом плане части высказывания. К 5 годам у детей появляется интерес к играм-рифмовкам, и дошкольники подбирают цепочки слов с одинаковой ритмической структурой.
Произношение большинства звуков родного языка становится нормативным. Ребенок правильно использует в речи свистящие и шипящие звуки, закрепляется шипящая аффриката [ ч ], появляются йотированные гласные [ е, ё, ю, я ]. К пяти годам ребенок осваивает произношение наиболее сложных по артикуляции звуков [ р, рь ]. Однако их использование в речи может быть неустойчивым. В основном данные звуки правильно произносятся в начале или конце слов. В середине слова их слуховое восприятие оказывается затрудненным, и вибранты часто заменяются на смычно-проходные [ ль, л ]. Устойчивое произношение [ р, рь ] формируется к 5,5 – 6 годам.
Ниже приведена примерная схема появления звуков речи в произношении детей с указанием примерных возрастных сроков:
[б] | - 1год -1год 1мес. | [д] | - 2года 3мес. - 2года 7мес. | |
[м] | - 1год -1год 2мес. | [х] | - 2года 2мес. - 3года 10мес. | |
[п] | - 1год 1мес. - 1год 4мес. | [хь] | - 2года 2мес. - 3года 3мес. | |
[й] | - 1год 3мес. - 1год 8мес. | [бь] | - 2года 3мес. - 2года 9мес. | |
[к] | - 1год 5мес. - 2года 6мес. | [мь] | - 2года 4мес. - 2года 10мес. | |
[г] | - 1год 5мес. - 2года 5мес. | [пь] | - 2года 5мес. - 2года 9мес. | |
[в] | - 1год 8мес.- 1год 10мес. | [вь] | - 2года 5мес.- 3года | |
[ф] | - 2года - 2года 4мес. | [фь] | - 2года 8мес. - 3года 3мес. | |
[ть] | - 1год 10мес. - 2года 1мес. | [з] | - 2года 8мес. - 3года 2мес. | |
[нь] | - 1год 10мес. - 2года 3мес. | [с] | - 2года 8мес. - 3года 1мес. | |
[дь] | - 1год 11мес. - 2года 3мес. | [л] | - 2года 11мес. - 3года 6мес. | |
[ль] | - 1год 11мес. - 2года 4 мес. | [ц] | - 3года 2мес. - 4года 10мес. | |
[кь] | - 1год 10 мес. - 2года 7 мес. | [ч] | - 3года 1мес. - 4года 4мес. | |
[гь] | - 2года 1 мес. - 2года 6 мес. | [щ] | - 3года 5мес. - 4года 5 мес. | |
[сь] | - 2года 1 мес. - 2года 6мес. | [ш] | - 3года 8мес.- 5лет | |
[зь] | - 2года 2мес. - 2года 7 мес. | [ж] | - 3года 8мес. - 5лет | |
[т] | - 2года 1мес. - 2года 7 мес. | [рь] | - 4года - 5лет 6мес. | |
[р] | - 5 - 6 лет |
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту ребенок полностью овладевает произносительной стороной речи.
Однако в некоторых случаях ребенок не усваивает фонетическую систему языка. В речи это проявляется в виде нарушений звукопроизношения. Наиболее часто у детей страдает произношение фонетической группы сонорных (р, рь, л, ль, й), шипящих (ш, ж, щ, ч), свистящих (с, сь, з, зь, ц) звуков. Реже нарушаются артикуляционные и акустические признаки заднеязычных (к, кь, г, гь, х, хь), а также парных звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Кроме того, при некоторых нарушениях речи (ринолалия, дизартрия) нарушенным оказывается произношение гласных.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится неправильно нарушения звукопроизношения подразделяются на простые и сложные:
· к простым (мономорфным) относят нарушения, при которых неправильно произносится один звук или звуки одной фонетической группы, имеющие сходную артикуляцию.
· ксложным (полиморфным) относят нарушения, при которых неправильно произносятся звуки двух и более фонетических групп.
В любой из данных групп различают четыре вида нарушения звуков:
1. Замена звуков наблюдается при нарушении процессов их опознания по артикуляционным или акустическим признакам. В результате один или несколько признаков звука оказываются неусвоенными, и в процессе операции отбора фонем выбирается звук, характеристики которого наиболее близки к данному. В зависимости от того, какие из признаков звуков ребенок не усвоил - акустические или артикуляционные, - звуковые замены будут различны: по звонкости, по мягкости, по акустическому эффекту, по способу образования, по месту артикуляции.
2. Смешение звуков наблюдается при нарушении процессов дифференциации фонем по артикуляционным или акустическим признакам. В этом случае у ребенка сформированы общие представления о звуках, но система их фонологических противопоставлений по дифференциальным признакам неустойчивая. В результате в процессе операции различения фонем выбирается то один, то другой звук из оппозиционной пары. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик.
3. Пропуск звука (отсутствие) может наблюдаться в двух случаях. В первом ребенок не усваивает акустические признаки звука – он отсутствует в фонемной решетке, в результате чего его артикуляция не формируется – звук отсутствует в речи. Данный вариант пропуска отмечается при точечном поражении фонематического слуха. Во втором случае у ребенка оказываются сформированными акустические представления о звуке, однако, его правильная артикуляция по каким-либо причинам является невозможной. В результате при слуховом восприятии ребенок опознает звук, но в речи его не использует.
4. Искажение звука наблюдается, если у ребенка сформировался неправильный артикуляционный уклад звука - некоторые отдельные артикуляционные позиции не соответствуют нормативным. В результате звук произносится искаженно с нарушением произносительной нормы, однако на слух опознается как соответствующая фонема.
Перечисленные виды нарушений: замены, смешения пропуски и искажения звуков подразделяются на две категории:
· 1 категория - фонологические (фонематические) дефекты звукопроизношения. К ним относятся замена, смешение и пропуск звуков (при несформированности акустических признаков). При данных дефектах у детей наблюдается нарушение фонематического слуха.
· 2 категория - антропофонические (фонетические) дефекты. К ним относятся искажение и пропуск звука (при несформированности артикуляционных признаков). В данном случае нарушенной оказывается произносительная норма речи.
Знание характера нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонологических нарушениях основной акцент делается на развитие фонематического слуха. При антропофонических больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата.
Антропофонические и фонологические дефекты каждой фонетической группы звуков имеют свое название. Для их обозначения используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:
Фонетические группы звуков | Название дефекта произношения | |
антропофонического | фонологического | |
Свистящие: с, сь, з, зь, ц Шипящие: ш, ж, ч, щ | сигматизм | парасигматизм |
Сонорные вибранты р, рь | ротацизм | параротацизм |
Сонорные смычно-проходные л, ль | ламбдацизм | параламбдацизм |
Глухие взрывные заднеязычные к, кь | каппацизм | паракаппацизм |
Звонкие взрывные заднеязычные г, гь | гаммацизм | парагаммацизм |
Заднеязычные щелевые х, хь | хитизм | парахитизм |
Звонкий сонорный й Йотированные гласные е, ё, ю, я | йотацизм | парайотацизм |
Нарушения произношения фонетических групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют - их называют:
· дефекты озвончения;
· дефекты смягчения.
Кроме видов и категорий различают три уровня нарушения произношения звуков:
· Первый уровень. Полное неумение воспроизводить звук в устной речи. Он отсутствует на всех уровнях произношения - во фразовой речи, в отдельных словах, слогах и в изолированном виде.
· Второй уровень. Звук правильно произносится в изолированном виде (чаще по подражанию), но искажается или пропускается во фразовой речи и в словах. Таким образом, правильный звук есть, но он не автоматизирован.
· Третий уровень. Звук правильно произносится изолированно, в словах и при повторении фраз, но в самостоятельной речи может искажаться или смешиваться с другим, близким по артикуляционным или акустическим признакам.
Нарушения звукопроизношения оказывают отрицательное влияние на формирование фонематических процессов, развитие грамматической и лексической систем языка, влияют на коммуникативные возможности ребенка. В связи с этим преодоление данных нарушений является одной из важных задач логопедической работы. Их преодоление позволит создать благоприятные условия для языкового, речевого и психологического развития ребенка.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте характеристику произносительной стороны речи ребенка первого года жизни.
2. Дайте характеристику произносительной стороны речи ребенка раннего возраста.
3. Определите особенности состояния произносительной стороны речи ребенка дошкольного возраста.
4. Сформулируйте основные закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе.
5. Определите отличительные признаки мономорфного и полиморфного нарушения звукопроизношения.
6. Дайте характеристику вариантов нарушенного произношения звуков.
7. Составьте сравнительную характеристику фонологических и антропофонических дефектов произношения.
8. Охарактеризуйте уровни нарушенного произношения.