Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения

Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в дошкольный период.

Как было уже отмечено критичность дошкольного периода можно охарактеризовать осознанием своего отличия от нормально видящих детей.

В соответствии с указанными критическими периодами определяются и направления обследования детей с нарушениями зрения.

 

Период осознания своего отличия от нормально видящих детей, проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониманием того, что он не в состоянии осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. И это вызывает у детей чувство неудовлетворения собой. Поэтому первым направлением при обследовании является выяснение того, осознает ли ребенок себя как личность, имеющую свои собственные потребности и особенности.

 

Понимание своего дефекта или недостатка и осознание необходимости его коррекции способствует возникновению актов саморегуляции. В то же время недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему у ребенка с нарушениями зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуляции.

Для того чтобы определить степень и уровень возможности к саморегуляции, необходимо выяснить: знание ребенком своих органов чувств.

Это знание формируется на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ребенку нравится или не нравится, что он может или не может сделать;

· понимание пользы ношения очков;

· лечения, даже с помощью окклюзии;

· специальных занятий по развитию зрения;

· приборов, помогающих видеть и осуществлять необходимую деятельность;

· понимание необходимости организации своего личного места для игр, занятий, отдыха; желание общаться с избранными детьми и взрослыми, создавать свое личное окружение, личностное пространство;

· понимание возможности попросить о помощи именно в то время, когда она требуется; появление интереса к своему внешнему виду и внешнему виду окружающих, умение оценивать его;

· отношение к необходимости носить очки, виду своих глаз; различение одежды, требующейся в разных условиях: для игры на площадке, для поездки в гости, для занятий физкультурой для помощи по дому и т.д.; осуществление самоконтроля за поведением, понимание не соответствия своего поведения в некоторых ситуациях и стремление выработать с помощью взрослого правильные и приемлемые для общества формы поведения.

 

Второе направление связано со специфическими проблемами социальной адаптации дошкольника с нарушениями зрения. Оно предполагает наличие и развитие навыков и качеств ребенка, помогающих ему жить в обществе, разрешая возникающие конфликты и трудности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Для этого психологу необходимо знать:

 

· как у ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, о других людях, об окружении.

· как он использует полисенсорный характер восприятия при знакомстве с людьми и окружением, не вызывает ли у него страх встреча с новыми предметами;

· как он получает информацию от других людей и использует ее;

· нет ли у него боязни общения с людьми;

· не замыкается ли он в узком кругу родных и близких; з

· задает ли он вопросы, чтобы получить новую информацию, или пассивен в приобретении новых знаний;

· создает ли он свою индивидуальную систему средств получения информации, ограниченную нарушением зрения;

· имеет ли навыки использования окружающей обстановки, людей;

· предлагает ли он свою помощь другим детям и взрослым;

· понимает ли он, что для участия в общем деле с коллективом детей и взрослых необходимо соответствующее поведение, уважение к участникам и подчинение общественным правилам (например, ждать своей очереди, делиться материалами, игрушками и т. п.);

 использует ли зрительный контакт с людьми вне зависимости от остроты зрения и периода лечения;

· есть ли интерес к людям, находящимся за пределами семьи, интересуется ли соседями, имеет ли с ними контакт;

· узнает ли друзей не только по имени, но и по голосу, походке, одежде, росту и индивидуальным качествам, присущим только им.

 

Третье направление связано с необходимостью формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Психолог выявляет у детей представления об обществе, социальных службах, умение пользоваться достижениями современной техники и т.д.

 

При наблюдении и обследовании детей надлежит уделять внимание следующему:

· расширяются ли у ребенка представления об обществе;

·  какие общественные институты он знает. Знаком ли с их функциями (почта, магазин, поликлиника, пекарня, метрополитен, банк и т.д.);

·  может ли назвать и описать некоторые профессии (медсестра, пожарный, милиционер и т.д.); может ли ребенок описать словесно маму, папу, соседа по дому: какой у него внешний вид, кто он по профессии, чем занимается, как зовут (полное имя, отчество и желательно фамилия, что знает о деньгах и их использовании;

·  имеет ли представление о времен, и о единицах его измерения (час, минута, утро, вечер, ночь, день, неделя, месяц, год);

·  умеет ли пользоваться телефоном, может ли включать - выключать радио, телевизор, магнитофон и другие технические средства получения информации;

·  знает ли транспортные средства (метро, такси, троллейбусавтобус и т.д.), как ими пользоваться, как платить за проезд.

 

Четвертое направление:

§ определение сформированности потребности к трудовой деятельности, особенно к тем видам труда, формирование навыков к которым может быть затруднено из-за нарушений координации движений при глубоком нарушении зрения.

 

Период подготовки и перехода ребенка к школьному обучению. В этот период психолог должен определить:

§ готовность ребенка к учебной деятельности;

§ возможности ребенка в использовании в новых условиях знаний и навыков, приобретенных в предыдущий период;

§ сформированность мотивации к учебной деятельности.

 

Подготовка ребенка к школе описывается во многих работах. Среди них можно выделить сборник «Подготовка ребенка к школе».Приведенные в нем тесты могут быть использованы при обследовании детей с нарушениями зрения после их адаптации по следующим параметрам:

§ увеличение времени для выполнения заданий;

§ увеличение размеров, контрастности изображаемых фигур;

§ разгруженность фона;

§ нанесение рельефности контуров или барельефного изображения.

 

Общение определяет положение ребенка в коллективе и его личностное развитие. Процессы общения при нарушениях зрения являются серьезной проблемой и сложно решаются. Особенно тяжело формируются у детей неречевые средства общения. Причины этого -- нечеткость образа восприятия человека и трудности подражания экспрессивно-мимическим выражениям нормально видящих.

 

Для многих детей с нарушениями зрения характерна скованность движений, стереотипия поз, заученность и однообразность в выражении эмоциональных состояний. Многие дети проявляют вербальное, а не практическое понимание правильных жестов, действий в общении с детьми и взрослыми. Имеются также недостатки в речевых средствах межличностного общения (в культуре устной речи, в общении «лицом к лицу», в плавности речи, в связи между речевыми и неречевыми средствами общения).Контрольные вопросы и задания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: