double arrow

Вопрос Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии


Вильгельм Вундт (1832-1920) Написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба (1879 г.). Школой выпускался журнал “Психология исследований”. Отец экспериментальной психологиии. Создал концепцию, где предмет психологии – сознание, его содержание. Новое – указание на методы исследования сознания. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания) экспериментальный методинтроспекция (в статье 1862 года). В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи). В этом, в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а т.ж. в том что будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит его книга “Основы физиологической психологии”, в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений, чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят “Очерки психологии”, в которой В. излагает “трехмерную” теорию чувств. 1900 год – 10 томов “Психологии народов”. 1912 год “Введение в психологию” Идею эксперимента В. позаимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствие отказался от этой идеи. Экспериментом В. считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент, по В., лишь там, где есть приборы, вычисления. В. ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. В. также признавал важность метода интроспекции (прямой метод). Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент , по В., лишь уточняет данные самонаблюдения. Интр. у В. выглядит следующим образом: экспериментатор и испытуемый сидят в разных комнатах, т.к. нельзя вмешиваться в ход интросп., поэтому же нельзя задавать вопросы. ® лабораторный эксперимент. Сложные психические явления В. относил к психологии народов. В основе всех процессов лежат общие закономерности, кот. объективируются. Высшие психические процессы следует изучать по их продукту. Анализ развития культуры – анализ развития человеческого духа в культуре. Был националистом до конца жизни. Мечтал о третьем подъеме Германии. Внес новое в учение об ассоциациях. Асс. – не простая связь ее продукт – новое качество, которое не сводится к свойствам исходных. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учение о учение о сознании, кот,. активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания. y течет во времени. Но В. признает лишь общие закономерности, отрицая индивидуальные различия. В. являлся сторонником теоретической y. Практика – не дело y. Она не должна вмешиваться в решение практических проблем. Если практике угодно, пускай использует достижения y. В. назвал свою психологию волюнтаристской. y как процесс означает, что любое переживание м. рассматриваться как волевой акт (процесс) моя –волюнтаризма.






22. Вопрос. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В. Дильтея

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описательной психологии - еще одного направления, возник-шего в результате открытого кризиса. Основные идеи описательной психологии:

1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни.

2. Методом описательной психологии является понимание, которое принципиально отличается от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.



3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развития ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным.

4. Личность - целостная структура, которая включает в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой.

5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры.

6. Центральным пунктом человеческой природы с точки зрения ее исторического развития является переживание,которое выступает как некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле, а причинами активности переживания являются индивидуальные ценности.

Историческая ценность концепции Дильтея:

- расширение понимания природы человеческой души,

не сводимой к ее органической, или биологической, состав-

ляющей;

- введение принципа исторического рассмотрения че-

ловеческой природы;

- введение в психологический оборот понятия ценности

как мотивационной и развивающей силы.

23. Вопрос. Исследования мышления в вюрцбюргской школе.

Кроме метода аналитической интроспекции существовали и другие, в частности, метод систематической интроспекции, который был предложен в так называемой Вюрцбургской школе. Основателем школы был профессор Освальд Кюльпе (18622-1915). Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия нашего века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

Испытуемых просили сделать объектом самонаблюдения не результат, а процесс, описать, какие события происходят в их сознании при решении какой-либо задачи.

Последующие эксперименты позволили сделать вывод о том, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты (сознание не есть сенсорная мозаика), а сам акт суждения – особый процесс, имеющий неведомую психологам детерминацию.

В поисках новых детерминант вюрцбурцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной модели. Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

В ходе экспериментов было выявлено, что сознанию присуща преднастройка (установка) на раздражитель и на определенный тип реакции.

Но влияние установки выявлялось только ретроспективно, т.е. уже после того, как задание было выполнено. Поэтому интроспективный метод был трансформирован в «систематическую экспериментальную интроспекцию».

Различные варианты эксперимента показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него возникает установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя эта установка регулирует ход процесса, но не осознается.

В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы на первый план выступили активность сознания, его процессуальность.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями. Главными достижениями этой школы было доказательство того, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи.

24. Вопрос. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ в начале 20 века:причины и проявления

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода «инструменты», позволяющие организму эффективно «орудовать» в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа.

Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Расскажем о его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии исходным элементом психики считались показания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином«гештальт»(форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной «единицы» сознания, утвердилось под именем гештальтпсихологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова «бихевиор»(поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З. Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры.

Так появились различные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль.

Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны, и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Дальнейшее развитие психологии шло в направлении взаимодействия школ.

Причины: .Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

Развитие эксперимента сопровождалось быстрым накоплением новых фактов, которые требовали и новых теоретических обобщений. В Европе, наряду с психологией Вундта и в полемике с ней, рождается психология актов Ф. Брентано, формируется психология функций К. Штумпфа, оформляется вюрцбургская школа психологии мышления и др. В Америке, наряду с психологией Э. Титченера, продолжающего идеи В. Вундта, большое влияние получили система В. Джемса и сформировавшийся на ее основе функционализм, а также объективные направления в исследованиях на животных (Э. Торндайк). Тем самым на смену господствующему ассоцианизму Вундта и его американскому варианту - структурализму, приходят функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология, которые в первые десятилетия XX столетия оформляются как ведущие мировые психологические системы.

Следствия: возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.







Сейчас читают про: