double arrow

Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики


Тема 5. Развитие психологии в XIX веке (до становления самостоятельной наукой)

Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и «Шотландской школы» в работах Т.Брауна. «Жесткий ассоцианизм» Д.Милля; воплощение его идей в педагогической практике. Сближение логики и психологии в учении Д.С.Милля. А.Бэн как последний представитель классической ассоцианистической психологии. Правило «проб и ошибок», его влияние на последующее развитие психологических идей. Г.Спенсер: эволюционные идеи в ассоцианистической психологии. И.Ф.Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу.

Распространение френологии, ее влияние на развитие психологии и психофизиологии.

Психологические представления в России в 1-й половине XIX в. Особенности становления русской философии в данный период. А.И.Галич; его труд «Картина человека» как первое собственно психологическое произведение русской научной литературы. Психологические проблемы в русской художественной литературе начала века. Психологические идеи ранних славянофилов. Противостояние ценности индивидуализма; психологический аспект принципов соборности и общинности. Психолого-педагогические аспекты идей славянофилов.




Психологические идеи мыслителей революционно-демократического направления.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 5

1. Основные принципы классического ассоцианизма.

2. Особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии в ХIХ в.

Основная литература: 2, 3, 5

Общее представление о «скрытом кризисе» психологии в последней трети Х1Х в. Предпосылки «скрытого кризиса».

Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии. В.Вундт и его роль в становлении научной психологии. Теория элементов сознания. Создание экспериментальной психологической лаборатории и института. Выделение психологии в самостоятельную науку. Принцип структурализма, его судьба в психологии.

Теория актов сознания Ф.Брентано. Принцип интенциональности сознания и его влияние на дальнейшее развитие психологии. Развитие идей Ф.Брентано К.Штумпфом и феноменологами. Функционализм в психологии.

Психологические воззрения У.Джеймса. Очерк жизни и творчества У.Джеймса. Теория потока сознания. Разработка проблем самосознания. Проблемы соотношения педагогики и психологии с точки зрения У.Джеймса.

Вюрцбургская школа исследований мышления. Соотношение основных идей Вюрцбургской школы с ассоцианистическим подходом к мышлению. Детерминирующая тенденция как объяснительный принцип. Проблема безобразной мысли.



«Описательная психология» В.Дильтея. Очерк жизни и творчества В.Дильтея. Учение о «двух психологиях».

Ф.Гальтон, очерк жизни и творчества. Проблема наследственности и одаренности. Роль Ф.Гальтона в становлении психодиагностики.

С.Холл и открытие первой лаборатории по исследованию ребенка; становление возрастной психологии. Принцип рекапитуляции и биогенетические концепции в психологии. В. Штерн и его роль в психологии. Персонологическая позиция В.Штерна и принцип педоцентризма. Теория конвергенции.. Основные направления развития возрастной психологии на рубеже веков.

Развитие идей «позитивной политики» О.Конта как начало социологии и социальной психологии.

Психологические идеи во французской (Ж.Шарко, И. Бернгейм) и швейцарской (Э. Блейлер) психиатрии, их влияние на психологию.

Психологические идеи в России 2-й половины XIX в. - начала ХХ в. Психологические идеи в зрелой антропологии В.Ф. Одоевского. А.И.Герцен, эволюция его философско-психологических воззрений. А.И.Герцен о месте психологии в системе наук. Психологические идеи Н.Г.Чернышевского. Очерк жизни и творчества. Принцип научности в подходе к психологическим проблемам; система психологических понятий; влияние на И.М.Сеченова. И.М.Сеченов, очерк жизни и творчества. Учение о рефлексе. Психофизическая проблема в понимании И.М.Сеченова. Идея интериоризации. Методологические проблемы психологии. Влияние И.М.Сеченова на становление экспериментальной психологии в России. Очерк ее развития в конце XIX - начале XX в.



Психологические идеи в русской педагогике Х1Х в. К.Д.Ушинский, очерк жизни и творчества. Педагогическая антропология и ее влияние на развитие общей и педагогической психологии в России. П.Ф.Каптерев, очерк жизни и творчества. Проблема культурной детерминации детского развития. Взрослый как «культурный посредник».

Жизнь и творчество В.С.Соловьева, влияние его идей на психологические представления «философии всеединства».

Становление основных отраслей психологии в зарубежной и отечественной науке (общий очерк).

Первые международные психологические конгрессы.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 6.

1. «Теория потока сознания» У.Джеймса.

2. Психологические воззрения И.М.Сеченова.

3. «Понимающая психология».

Основная литература: 1, 2, 5

Дополнительная литература: 4.

Тема 7. Общая характеристика периода «открытого кризиса»

Представление о периоде «открытого кризиса». Причины кризиса в трактовке Н.Н.Ланге, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Специфика периода «открытого кризиса» в зарубежной и отечественной психологии. Основные зарубежные направления периода «открытого кризиса» в соотнесении с принципами психологии сознания. Новое понимание предмета психологии: связь бессознательного и сознания (психоанализ), поведение (объективная психология, рефлексология, бихевиоризм, реактология), целостные структуры сознания (гештальтпсихология), коллективное сознание (французская социологическая школа).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 7.

1. Исторический смысл психологического кризиса по Л.С.Выготскому.

2. Основные направления психологии периода «открытого кризиса» в соотнесении с основными принципами ассоцианизма.

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 3







Сейчас читают про: