Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением речи

Основные принципы психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями речи.

 

Принцип целостного изучения всех психических характеристик отдельного индивидуума конкретизирует общеметодологические принципы детерминизма и системности. Он лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, что позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения, в том числе и нарушения речевой сферы. Наиболее подробно этот принцип раскрывается в рамках психологии деятельности, согласно которой человек лучше проявляет себя в процессе предметно-манипулятивной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Такой подход помогает лучше понять особенности всех сфер психики испытуемого.

 

Принцип личностного подхода является чрезвычайно важным в процессе обследования лиц с нарушениями речи. Личностный подход - это подход к ребенку по мере сформированности его сознания (по К.К. Платоновому, личность - человек как носитель сознания) и системы ценностей, определяющих ее жизненную позицию, поведение. Без учета направленности поведения, которая определяется состоянием эмоционально-волевой сферы ребенка, психологическая помощь не является эффективной. Логопсихолог должен воспринимать любого ребенка, его родителей как уникальных, автономных индивидов, по которым признается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

 

Принцип деятельностного подхода. Обследование обязательно должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник - то в учебной. В некоторых случаях, например, при задержке психического развития и, в частности, речевого, игровые методики актуальны и в младшем школьном возрасте. Кроме того, нужно ориентироваться также на личностно значимый для ребенка или подростка вид деятельности.

 

 

Принцип динамического изучения ребенкалогопатами заключается в том, что при обследовании важно выявить не только то, что ребенок знает и умеет, но и его способность к обучению, то есть выявить уровень его обучаемости. Этот принцип вытекает из теории Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которой выделяются зона актуального развития, которая определяется задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, которая определяется задачами, с которыми ребенок справляется с помощью взрослого. С целью прогнозирования успеха ребенка есть специальные диагностические методики. В случае нарушений развития эти методики имеют значение для дифференциальной диагностики.

 

Принцип сравнения предусматривает количественное и качественное сравнение данных констатирующего или учебного эксперимента с подобными при нормальном развитии.

 

Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрированным не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на истоках или причинах, обуславливающих отклонение. Сложная структура дефекта, иерархия соотношений между симптомами и их причинами определяют цели и задачи диагностики.

 

Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет достигать наилучших результатов. Коллегиальная форма может быть полезной в процессе психолого-педагогического обследования, когда один специалист выступает в роли помощника другого, организуя поведение ребенка, создавая положительный эмоциональный фон, особенно при анализе полученных результатов, создавая адекватную картину психического статуса ребенка.

 

Принцип качественно-количественного подхода в процессе анализа данных, полученных во время психологического обследования, ориентирует логопсихолога на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное определение единиц этих измерений, а с другой - чтобы результаты обследования не сводились к формальным показателям, а чтобы был проведен качественный анализ процесса решения задачи - способов логической последовательности операций, настойчивости в выполнении задания и т.п. Качество выводов зависит от тщательности и точности проведенных исследований, а основу точности составляет качественная логическая диагностическая гипотеза.

 

Рассмотрим программу диагностики детей с нарушением речи.

Программа состоит из пяти модулей, которые могут использоваться как все вместе, так и автономно.

 

Модуль 1: ориентировочный.

Логопедической экспресс-диагностике предшествует ознакомление учителя-логопеда с представленной документацией.

 

Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объём может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребёнок. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии, и её патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребёнка, на наличие тяжёлых и/или хронических заболеваний. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями. [3]

 

Модуль 2: проверка уровня сформированности устной речи.

Для обследования устной речи используется диагностический материал О.Б. Иншаковой "Альбом для логопеда".

 

Процедура модуля 2 начинается с установления контакта специалиста с ребёнком, через беседу исследуются представления об окружающем мире, выясняются интересы и занятия ребёнка. Учитель-логопед, в беседе с ребёнком, уже с первых моментов обследования может отметить следующее:

-качество звукопроизношения;

-уровень речевой активности в целом (адекватная, слабая, чрезмерная);

-развёрнутость высказываний.

 

При предъявлении картин с недостающими элементами, контурным, пунктирным, зашумлённым изображением отмечается сформированность предметного гнозиса, буквенного гнозиса и праксиса..

По результатам анализа качества различных сторон речи, посредством наблюдения, логопед намечает направления дальнейшего логопедического обследования. Обследование фонематического восприятия является обязательным направлением в процедуре обследования учащихся начальных классов при наличии у них специфических ошибок, выражающихся в виде смешений и замен оппозиционных согласных в сильной позиции, пропусков гласных и других проявлений, обусловленных недостаточностью фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа. [3]

 

Модуль 3: проверка уровня сформированности навыка письма.

Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные несформированность языковых средств, необходимо провести углублённое обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание и другое. [3]

 

Модуль 4: проверка уровня сформированности навыка чтения.

Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объёму письменных работ можно предложить для чтения текст. В ходе чтения логопед обращает внимание на:

- умение правильно показать печатные и прописные буквы;

- способность правильно называть буквы;

- способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв);

- характер чтения (побуквенное, по слоговое, слитное, выразительное);

- понимание прочитанного;

- отношение ребёнка к чтению.

 

Модуль 5: информирование родителей.

По результатам экспресс-диагностики учитель-логопед формулирует логопедическое заключение. Даются рекомендации родителям.

Результаты индивидуальной диагностики (модуль 2-4) заносятся в протокол, в случае, если экспресс-диагностика проводится в группе (модуль 3-4), то это отражается в справке для администрации образовательного учреждения. Производится количественный анализ, показывающий, как ученики класса справились наиболее и наименее успешно. Сравниваются результаты диагностики письма данного года и предыдущего или с началом учебного года, делается вывод о динамике развития письменной речи учащихся.

 

Таким образом, данная программа помогает: учителю-логопеду своевременно прогнозировать нарушения речевого развития ребёнка, разработать или подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; педагогу определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать индивидуальную помощь; администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.

 

Но в логопсихологии важно не только выяснение психологического диагноза, но и определения прогноза развития ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей, что, собственно, и составляет основную задачу логопсихологии как науки.

 

Предусмотреть развитие возможно путем использования формовочного или учебного, эксперимента, который является продолжением констатирующего эксперимента.

 

В логопсихологии формовочный (учебный) эксперимент может быть частью дифференциальной диагностики, что позволяет качественно оценить состояние психических явлений, выяснить характер процесса решения задачи, а не только зафиксировать статистический результат. Формовочный эксперимент позволяет выявить качественный профиль нарушенного развития, что в работе логопсихолога может стать бесценным профессиональным достоянием. Осуществляя исследовательскую работу, создавая психологический портрет ребенка с нарушениями речевого развития, следует помнить, что в единой структуре психического развития нужно разграничивать три основных компонента - возрастной, индивидуальный и патологический.

 

В логопсихологии активно применяется метод наблюдения как самый доступный и такой, что дополняет ограничения экспериментального метода.

Метод самонаблюдения (интроспекция) как стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой чаще всего используется в работе с подростками и взрослыми, которые имеют нарушения речи. Этот метод дополняет картину индивидуальной жизни обследуемого посредством сопоставления самонаблюдения с внешними проявлениями, например, речевого дефекта.

 

Не менее широко в логопсихологии используется метод беседы и как самостоятельный метод, и как то, что дополняет экспериментальные исследования. Беседа как метод психологического исследования отличается от обычной целеустремленностью, методичностью, систематизированностью, объективностью и профессиональностью. Этот метод невозможно использовать, не установив доверительные и дружеские отношения между психологом и испытуемым.

 

В работе с лицами, имеющими нарушения речевой сферы, во время беседы возникают проблемы, связанные с особенностями дефекта. Психологу нужно хорошо разбираться в механизмах речевых нарушений, знать особенности их течения, ориентироваться в коммуникативных возможностях с учетом структуры речевого недостатка. В некоторых случаях беседа вообще не удается в связи с невозможностью установления речевого контакта.

 

Нежелание ребенка беседовать, попытки рассказывать о чем-то другом, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы - это высоко диагностические признаки. Однако причины их появления различны: от реальной болезненности определенной сферы жизни к невозможности вести беседу в связи с речевым дефектом.

 

В логопсихологии активно используются тесты личности, которые делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Личностные характеристики также определяются с помощью тестов действия, или ситуационных тестов, когда испытуемый получает задание, цель которого для него неизвестна. Чаще всего они воспроизводят ежедневные ситуации.

 

Анализ продуктов деятельности. Среди методов психологического исследования (без внешнего вмешательства в изучаемые явления) особое место занимает количественный и качественный анализы документальных и материальных источников, позволяющих изучать продукты деятельности лица с речевыми нарушениями. Круг этих источников составляют письма, дневники, автобиографии, фотографии, видеозаписи, творческие результаты в разных видах искусства и т.д. Если речь идет о дошкольном возрасте, то учитываются рисунки, маленькие изделия из различного материала, творческие работы, собственные сказки, рассказы и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: