Экзаменационный билет № 2

1. Государственная политика в области профессиональной подготовки. Образовательные стандарты

2. Разнообразие моделей образовательных технологий: эталонная, описательная, программно-алгоритмическая, вероятностная, неопределенная

  1. В настоящее время перед системой начального и среднего профессионального образования стоит ряд важнейших задач, среди которых главная – модернизация профессионального образования, включающая в себя обновление содержания, наиболее полно отражающего потребности современного государства, общества, бизнеса и конкретной личности, совершенствование ресурсного обеспечения, связанного с повышением экономической эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечение непрерывного улучшения качества реализуемых услуг и др. Первостепенное значение на сегодняшний день приобретает частно-государственное партнёрство, призванное объединить усилия органов государственной власти, работодателей, общественных ор-ганизаций, образовательных учреждений и самих обучающихся в решении проблемы построения экономически и социально эффективной системы кадрового обеспечения рынка труда. Исходя из этого следует обозначить ряд ключевых проблем, которые уже в ближайшем будущем не позволят сложившейся системе подготовки кадров оперативно и качественно реагировать на динамику кадровых потребностей реального сектора экономики и социальной сферы. К их числу стоит отнести следующие: отсутствие внятной государственной политики в области модерни-зации профессионального образования (необходимо разработать и внедрить нормативно-правовые характеристики обновления системы подготовки кадров с учётом перспективного развития экономики); низкий уровень профессиональной готовности работников системы начального и среднего профессионального образования в области модернизации профессионального образования (требуется обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками указанных знаний и компетенций на уровне, необходимом для эффективного функционирования); отсутствие сформированного кадрового резерва руководящих работников системы начального и среднего профессионального образования и регулярное и целенаправленное пополнение образова- тельных учреждений квалифицированными молодыми специалистами при значительной доле сотрудников пенсионного возраста 99 (разработать и внедрить в практику подготовки, повышения квали- фикации и профессиональной переподготовки работников системы профессионального образования курс "Государственная политика в области модернизации профессионального образования"); отсутствие региональной модели модернизации системы профессионального образования (необходимо разработать стратегические ориентиры и приоритетные направления модернизации, нормативно-правовую базу, концептуальную основу); отсутствие координации частно-государственного партнёрства в формировании регионального заказа на подготовку кадров (необходимо актуализировать работу муниципальных советов по подготовке кадров, инициировать разработку и внедрение муниципаль-ных и отраслевых программ социальной поддержки и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов, нужна отрас- левая специализация учебных заведений как гарант качества про- фессионального образования); низкая социально-экономическая эффективность деятельности учреждений профессионального образования (из-за невысокого уровня внебюджетных доходов учреждения профессионального образования не могут перейти в автономный режим, качество предоставляемых образовательных услуг не позволяет рассматривать региональную систему подготовки кадров как основу кадрового обеспе-чения социально-экономического развития региона; практически полное отсутствие социальной рекламы и PR по повышению престижа рабочих профессий и статуса человека труда оказывают значительное влияние на создание соответствующих брендов и приток инвестиций; имеющиеся финансово-экономические механизмы управления рын- ком образовательных услуг препятствуют переходу профессионального образования из социальной сферы в сектор рыночной экономики; неразвитое сетевое взаимодействие учебных заведений приводит к отсутствию системности в использовании накопленного потенциала и дисбалансу между региональными рынком труда и рынком образова- тельных услуг; недостаточное изучение отечественного и зарубежного опыта модернизации и крайне малое внимание к проведению маркетинговых исследований регионального рынка труда приводит к существенному снижению инвестиционной привлекательности профессионального образования со стороны стратегических парт- нёров; определение состава затрат на подготовку рабочих и специалистов разных профилей и разных степеней готовности позво- лило бы предметно говорить с работодателями о социальной ответственности бизнеса и о стоимости той или иной профессиональной квалификации; необходимо разграничение компетенций между субъектами рынка труда и образовательных услуг на основе межведомственного подхода по дифференциации вопросов от формирования регионального заказа на подготовку кадров и целевого набора до трудоустройства и закрепления на производстве); недостаточный для полного удовлетворения запросов регионального рынка труда уровень ресурсного обеспечения учреждений профессионального образования (необходимо повышение квалификации педагогических кадров с учётом перспективного развития отрасли, а также внедрение инновационных производственных технологий в образовательный процесс с использованием учебно- производственного и учебно-лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения); неэффективное руководство на местах (неадекватная современным требованиям профессиональная квалификация top-менеджмента, профессиональное выгорание, отсутствие специального управленческого образования, низкая степень ротации, отсутствие кадрово-го резерва управленцев, отсутствие выстроенной в соответствии с международными стандартами системы управления качеством не позволяют образовательным учреждениям в большинстве случаев обеспечивать подготовку востребованных современным рынком труда высококвалифицированных кадров). На сегодняшний день система профессионального образования в РФ нуждается в кардинальном пересмотре стратегических ориентиров и приоритетных направлений своего развития. Очень важно чётко прописать в руководящих документах роль и место профес-сионального образования в социально-экономическом развитии государства, общества и экономики. Отдельное внимание следует уделить участию каждого субъекта единого рынка труда и образовательных услуг (заказчик, организатор, исполнитель, потребитель). Закономерный переход системы профессионального образования из социальной сферы в сектор рыночной экономики требует кардинального пересмотра концептуальных подходов к модернизации профессионального образования. Научно-педагогические исследования, практика образовательной деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования показывают, что особую актуальность сегодня приобретают проблемы внедрения производственных инноваций в образовательный процесс, реализации модульно-компетентностного подхода к построению процесса профессиональной подготовки, обеспечения частно-государственного стратегического партнёрства субъектов рынка труда и образовательных услуг (особенно в части создания общественно-государственных органов самоуправления в образовательных учреждениях) и др. В соответствии с новой моделью образования, представленной Министерством образования и науки РФ в 2008 г., в системе на-чального и среднего профессионального образования произойдут значительные изменения. Так, например, планируется перевод части программ среднего профессионального образования в статус при-кладногобакалавриата и включение соответствующих учреждений в состав вузов. На базе училищ, колледжей, техникумов будут реализо-вываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов для рынка труда. Часть общеобразовательных и социальных функций учреж-дений начального профессионального образования может быть передана системе общего образования. При этом время освоения программ начального профессионального образования будет существенным образом сокращено, а сами программы сориентированы на освоение конкретного набора компетенций. При рамочном характере стандарта начального профессионального образования предстоит отработать механизмы аккредитации программ профессионального образования со стороны работодателей. Некоторые колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования, могут быть включены в состав уни-верситетов или крупных образовательных комплексов. Основой модернизации содержания профессионального образования является модель современного выпускника, в которой прописаны необходимые знания, умения, навыки, профессионально значимые личностные качества и отношения, способности, когнитивные процессы и направленность личности. Особое внимание уделяется вопросу формирования профессиональных компетенций в условиях реализации модульных образовательных программ. Очень важно отметить, что в ходе последовательного решения указанных вопросов колоссальное значение приобретает профессиональная готовность руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования в области модернизации профессионального образования и, как показал наш эксперимент, повышение квалификации по соответствующим вопросам в существенной мере повышает социально-экономическую эффективность учебных заведений. Разработанная программа, как показал педагогический эксперимент, успешно решает проблемы повышения уровня профессиональной готовности работников системы профессионального образования к реализации государственной политики в области модернизации профессионального образования и повышения эффективности функционирования учреждений профессионального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: