Выбор образовательных технологий

В качестве основы классификации образовательных технологий с учетом контекста условий конкретного вуза выступает сама образовательная среда. Именно она влияет на выбор технологий и стимулирует к поиску или разработку новых. Объясняется данный факт тем, что среда является компонентом организации образовательного процесса. Это та реальность, которая или возникает стихийно, или создается целенаправленно для решения определенных образовательных задач.

Особое значение имеет общественная деятельность в вузе, восприятие образовательной среды как «своей» и потребность в преобразовании кабинетов, аудиторий, кафедр, общежития и др., культурно-созидательная деятельность, досуговая деятельность. На выбор образовательных технологий оказывает влияние проводимые в вузе конкурсы, участие студентов и преподавателей в научной работе, принятые в образовательной среде ценности.

Логика проектирования новой образовательной технологии (См. логику рабочей программы по любому курсу, в том числе и по «Психологии и педагогике высшей школы») определяется, во-первых, целью. Она связана, прежде всего, с тем, что именно должно изменится у субъекта - представление о содержании учебной программы, методы работы в аудитории, знания, умения, отношения, направления и диапазон программируемых изменений.

Во-вторых, эту цель важно расписать в деятельностных характеристиках: что в результате он должен будет знать, что должен уметь делать каждый субъект.

В-третьих, необходимо осмыслить природу содержания учебного предмета, освоение которого предстоит технологически инструментировать в виде системы конкретных заданий или действий. Важно при этом учесть регламентацию программного содержания (Стандарт, ГОСТ), устав вуза, систему требований педагога или образовательные потребности студента, форму передачи и усвоения знаний (диалог, монолог), возможность дополнительных источников информации, ориентированность студентов либо на науку, либо на практику, на гуманитарную, естественную или техническую специфику.

В – четвертых, необходимо сформулировать стратегию педагогического действия, которая определяется представлением педагога о механизмах и условиях преобразования, развития, формирования, коррекции обучаемого. В рабочих программах это фиксируется в разделе предполагаемых компетенций, которые могут быть развиты содержанием дидактических единиц.

Сказанное позволяет выделить следующие шаги при разработке новой технологии: а) прогнозирование возможностей новой технологии в отношении достижения конкретной цели, ее предназначения и функций в образовательной среде; б) конструирования алгоритма (схемы, цикла) действий, необходимого для успешного достижения цели конкретного класса; в) моделирование стратегии действий педагога и других субъектов образовательного процесса и характера их взаимодействия в рамках сконструированного алгоритма.

Функция, предназначение технологии является ее основной характеристикой, что требует ее правильной и точной формулировки. Выявление функции – первый этап системного педагогического проектирования. Это творческий процесс, который может осуществляться различными способами: методом экспертных оценок, методики построения древа целей, на основе дискуссий или мозгового штурма. Но для того, чтобы начать создание конкретной педагогической технологии, надо создать эталонную модель, в основе которой лежит педагогический идеал. Концепция поиска педагогического идеала предполагает создание педагогом определенного эталона педагогических действий до начала изучения и анализа реализации реальной практики.

 

Экзаменационный билет № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: