Психические процессы, состояния, свойства

1. Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

           Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений[1]. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

 

Классификация психических процессов

           Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

 

Классификация видов восприятия

           Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

           Барьерами педагогической деятельности на уровне восприятия могут стать некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые ошибками восприятия. Среди них выделим:

ü Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

ü Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

ü Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

ü Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

ü Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

ü Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

           Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

           Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания

 

Классификация видов внимания

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow