Исламское декоративно-прикладное искусство

Основы исламского искусства

• Оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.
• Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.
• Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.
• Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
• Каллиграфия является основным видом искусства
• В исламе письмо имеет высокий статус.
• Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.
• Книги это один из главных видов искусства.
• Также в искусстве важны геометрические формы и узоры.
• Изображения людей не встречаются.










Значение и красота

Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.

Для мусульман действительность начинается и сосредотачивается на Аллахе. Для мусульман Аллах является центром вероисповедания и стремления, и смыслом их жизни. Поэтому исламское искусство сосредотачивается на духовном представлении предметов и живых существ, а не их физических качеств.

Мусульманский художник не стремится точно копировать сущность, как она есть, а пытается передать то, что она представляет собой. Это позволяет художнику и тем, кто любуется искусством, стать ближе к Аллаху. Для мусульман красота всегда была и останется качеством божественного. Один из хадисов пророка гласит: «Аллах прекрасен и любит красоту».

Геометрия

Общим признаком исламского искусства является нанесение геометрических узоров на поверхности. Полагается, что такое использование геометрических форм отражает язык вселенной и помогает верующим размышлять о жизни и величестве сотворения.

Так как же геометрия может быть духовной?

• Так как круги не имеют конца, то они бесконечны – таким образом, они напоминают мусульманам о том, что Аллах бесконечен.
• Сложные геометрические рисунки создают впечатление бесконечного повторения, это также помогает обрести представление о бескрайней сущности Аллаха.
• Повторяющиеся узоры также показывают, что даже в малом можно найти бесконечное. Один элемент узора заключает в себе бесконечное целое.

Использование узоров является частью того, как исламское искусство изображает природу и предметы по их духовным качествам, а не физическим и материальным.

Повторяющиеся геометрические узоры часто используют растительные мотивы, такие узоры называются арабесками. Также в искусстве часто встречаются стилизованные арабские надписи.



Исламское декоративно-прикладное искусство

Интеграция декоративно-прикладного искусства в повседневную жизнь была в значительной мере нормой в традиционном исламском мире.

Идея состоит в том, что ислам является неотъемлемой частью жизни каждого мусульманина и делает ее красивой, также и исламское искусство должно быть использовано для того, чтобы делать повседневные вещи прекрасными.

Исламское искусство делает ударение на украшении, а не на искусстве ради самого искусства.

11.Искусство древнегорима.
В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:
Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергатьгорделивых!
Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.
Архитектура
Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом.который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

12.Выдающиеся иконописцы руси.
1.Феофан Грек
(около 1340 - около 1410) На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси. Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна. Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев. Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки. Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
2.Андрей Рублев (около 1360 - 1428) На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и - в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике - популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути. До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости. Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире. Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов. Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.
3.Даниил Черный (около 1350 - 1428) На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются. Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка. Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра) Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.
4.Дионисий (около 1440 - 1502) На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея. В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере. Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.
5.Гурий Никитин (1620 - 1691) На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера. В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского. Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики. Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.
6.Симон Ушаков (1626 - 1686) На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи. Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности». Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты. Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.
7.Федор Зубов (около 1647 - 1689) На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова.Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций. Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых. Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

13.Древнерусское каменное зодчество.
Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.
Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.
В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.
Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

14. Искусство ренессанса.
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance)
, эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.
Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.
Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.
Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ванСкорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм.

15.Пространственно-временн ы е искусства.
Пространственно-временн ы е искусства – это искусства сложные, синтетические. Развитие художественной практики и эстетических потребностей общества ведет к синтезу искусств. В самой природе некоторых видов художественного творчества лежит необходимость синтеза. К таким искусствам относятся театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Синтетичность – общая черта каждого из этих искусств, но характер синтеза в театре иной, чем в кинематографе, а в искусстве кино он отличается от телевидения. У каждого синтетического искусства есть свои собственные специфические видовые особенности.

Театр. Раскрывая специфические особенности театрального искусства, мы постараемся выявить такие его черты и признаки, которые присущи не только современному театру, но были свойственны ему всегда, на всех этапах его существования и развития.

Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.

С пространственными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой – театр сближают такие его элементы, как декорации, костюм; с временными – литературой, музыкой – последовательная смена картин развертывающегося действия. Если лишить театр одной из этих сторон, пространственной или временной, то он перестанет быть самостоятельным видом искусства.

Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.

Театр выступает как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.

В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления.

Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.
Нет оснований включать в понятие театра и различного рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства.

История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.

Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?

Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).

Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.

Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.
Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.

Драматургия как вид литературы очень сложна и имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, авторможет комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.

Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.

Признанием ведущей роли драматургии в сценическом искусстве ни в какой степени не умаляется и не принижается значение театра как самостоятельной области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в театре точно так же, как театр нуждается в драматургии. Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.

 

 

 






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: