Показатели, отслеживаемые при наблюдении за эффективностью формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт педагогики и психологии

Кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Педагогика дошкольного детства

 

 

ОТЧЕТ

По научно-исследовательской работе

 

ИЛЬЯСОВА АЛЬФИЯ ГАЛИМОВНА

(Ф.И.О. студента)

 

 

курс обучения – первый

форма обучения – заочная

учебная группа № 101-ПДД

 

Сроки выполнения научно-исследовательской работы: с «12» декабря 2016 г. по «25» декабря 2016 г.

 

 

Руководитель НИР: Михеева Е.В., к.п.н., доцент

(Ф.И.О) (должность)

 

 

Отчет подготовлен _______________________ __________________________

(Ф.И.О., подпись студента)

 

 

«___» _________ 20___ г.


ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЗА III СЕМЕСТР 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА

Тема диссертационного исследования: Формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба

Научный руководитель: Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ОГПУ

 


Теоретическая работа

На первом этапе – поисково-теоретическом – изучалась и анализировалась философская и педагогическая литература, данные психолого-педагогических исследований по проблеме магистерской диссертации; обработано 28 литературных источников, 32 интернет-источника.

Написано введение – 7 страниц – сформулирована проблема, цель исследования; определены объект, предмет, рабочая гипотеза, задачи исследования.

Завершена работа над главой 1 «Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста», определялся категориальный аппарат исследования.

В параграфе 1.1. «Ценностное отношение дошкольника к здоровью как педагогическая проблема» дается методологическое обоснование формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба. Сделан вывод, что к формированию ценностного отношения дошкольника к здоровью в современных педагогических системах уделяется пристальное внимание; данное направление является обязательным в авторских образовательных программах дошкольного образования, спроектированных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Пропедевтика формирования ценностного отношения дошкольника к здоровью начинается в возрасте трех лет. Систематическое формирование исследуемой дефиниции начинается со старшего дошкольного возраста (12 страниц).

В параграфе 1.2. «Взаимодействие взрослых и детей старшего дошкольного возраста в формировании ценностного отношения к здоровью» раскрывается роль семьи в становлении личности ребенка, в формировании его ценностных отношений к различным аспектам окружающего мира, так как именно в семье сохраняются и передаются традиции, социальные нормы и правила жизнедеятельности.

Теоретический анализ отечественного и зарубежного опыта взаимодействия дошкольного учреждения с семьей показал, что наиболее эффективной формой организации взаимодействия взрослых и детей в современных условиях является клуб. Детско-родительский клуб детского сада направлен на объединение усилий взрослых (родителей и воспитателей) и детей в единстве целей, задач, принципов, ценностей воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, в том числе ценностей здоровья. Клубная организация взаимодействия взрослых и детей позволяет поставить в центр внимания образовательного процесса ребенка и его семью, а непосредственное взаимодействие взрослых рассматривать как взаимопомощь в деле образования дошкольника.

В данном параграфе описаны нормативно-правовые основы и условия организации детско-родительского клуба в детском саду, алгоритм построения его деятельности. Выделены средства развития активности родителей, а также риски организации взаимодействия педагога и родителей.

В параграфе 1.3. «Содержательная характеристика процессной модели формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста» разрабатывается и описывается процессная модель формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста носит целостный прогностический характер и отражает в единстве результат (ценностное отношение к здоровью ребенка старшего дошкольного возраста), средство (детско-родительский клуб), этапы («Я хочу быть здоровым», «Я знаю свое здоровье», «Я делаю себя здоровым»), педагогические условия (10 листов).

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования ценностного отношения к здоровью, выступили:

- определение проектной деятельности как ведущей технологией построения образовательного процесса;

- включение родителей и детей в процесс формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольника как полноправных участников образовательного процесса;

- учет современной социокультурной ситуации в определении содержания образовательного процесса.

Данные условия реализуются в рамках детско-родительского клуба, объединяющего усилия взрослых и детей в единстве цели, задач, принципов формирования ценностного отношения к здоровью.

Для определения эффективности формирования ценностного отношения к здоровью нами была разработана система наблюдения, включавшая следующие показатели:

Таблица 1.

Показатели, отслеживаемые при наблюдении за эффективностью формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста

Содержательное направление

Мотивационный компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент

Ребенок

Познание самого себя - понимает собственные чувства и их воздействие на тело, обходиться с ними - несет ответственность за собственное тело и здоровье - осознает особенности своей внешности и отличия от других - знает части тела, органы чувств и внутренних органов; понимает простые телесные взаимосвязи (например, глаза — зрение, прием пищи — пищеварение, нос — дыхание, усталость — сон) - воспринимает сигналы собственного тела (голод/насыщение, жажда, потребность в сне/отдыхе/смене позы/движении и т. п.)
Движение - реализует свои потребности в движении; - несет ответственность за свое тело и здоровье - находит адекватные возможности для выражения чувств в двигательной форме, контролировать собственные импульсы - знает о здоровье, поведении, способствующему укреплению здоровья - использует подходящие стратегии управления стрессом (избегание проблемы, изменение проблемы, изменение отношения к проблеме)
Питание - воспринимает еду как удовольствие всеми органами чувств и источник здоровья-болезни - распознает признаки насыщения и реагировать в соответствии с ними; - знает о здоровом питании и последствиях нездорового питания; - знает о здоровом питании и последствиях нездорового питания; - знает о здоровом питании и последствиях нездорового питания - имеет основные понятия, связанные с производством, покупкой, составом и обработкой продуктов питания; - проявляет культуру еды и правила поведения за столом, отношение к совместнымтрапезам как поддержанию социальных отношений- умеет приготовить простейшие блюда; - воспринимает сигналы своего тела в качестве реакции на определенные продукты питания
Тело и гигиена - испытывает потребность в чистоте и аккуратности, чувствует дискомфорт при их отсутствии - имеет основные знания о значении гигиены и ухода за телом - владеет навыками личной гигиены; - владеет техникой правильного ухода за зубами и за полостью рта
Осознание половой принадлежности - имеет позитивную половую идентификацию; - имеет естественное отношение к своему собственному телу - имеет основные возрастосообразные представления о половых различиях: внешних и внутренних - имеет навыки сохранения и укрепления здоровья исходя из особенностей своего пола
Безопасность и защищенность - понимает, что определенные действия могут влиять на здоровье (ребенок прерывает выполнение потенциально опасных действий, например,лазанье по канату и т. п., при появлении страха);   - имеет знания о возможных источниках опасности - умеет оценить опасность; - следует правилам безопасного поведения в уличном движении; - следует правилам поведения при авариях и пожарах - умеет обращаться за помощью и принимать ее

 

Оценка сформированности ценностного отношения к здоровью дошкольника осуществляется опосредованно, на основе наблюдения воспитателя за детьми и родителями.

Компонентами формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный, отражающиеся в содержательных направлениях: «Познание самого себя», «Движение», «Питание», «Тело и гигиена», «Осознание половой принадлежности», «Безопасность и защищенность».

Была разработана модель формирования ценностного отношения старшего дошкольника к здоровью:

Результатом нашей работы является ценностное отношение дошкольника к своему здоровью.

Таким образом, ценностное отношение к здоровью дошкольника осуществляется в рамках деятельности детско-родительского клуба, которые делает возможной реализацию необходимых педагогических условий, определенных нами в рамках исследования. Компонентами формирования исследуемого феномена являются: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный.

По данной главе сделаны следующие выводы:

В настоящее время в педагогической науке уделяется большое внимание формированию у обучающихся ценностного отношения к здоровью.

Учение о здоровье имеет глубокие корни, нашедшие отражение в древних цивилизациях. Зарождение первых научных теорий о здоровье можно отнести к Древнему миру.

Принципы управления процессом формирования здорового образа жизни человека, устанавливающие взаимосвязь физических упражнений и состояния здоровья, были заложены в античный период истории человечества.

Начиная с древних времен, в различных цивилизациях здоровью человека, его сохранению и укреплению уделялось значительное внимание. Развитие западно-европейской цивилизации способствовало появлению в середине XX века Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) основной функцией которой и в настоящее время является решение международных проблем здравоохранения населения Земли.

Формированию ценностного отношения дошкольника к здоровью в современных педагогических системах уделяется пристальное внимание; данное направление является обязательным в авторских образовательных программах дошкольного образования, спроектированных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Ценностное отношение к здоровью дошкольника осуществляется в рамках деятельности детско-родительского клуба, которые делает возможной реализацию необходимых педагогических условий, определенных нами в рамках исследования. Компонентами формирования исследуемого феномена являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: