double arrow

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ


 

207. Опыт разработки и реализации долгосрочной стратегии КОР в Кыргызстане показал, что этот процесс явился мощным толчком к выработке нового видения, приоритетов, а также современных механизмов развития страны. Приобретен богатейший опыт партнерского сотрудничества между государством, гражданским обществом, частным сектором и донорским сообществом. Благодаря этому происходит постоянное усовершенствование инструментов реализации намеченных реформ. Процесс КОР создал надежные рамки для координации усилий всех его участников. Он позволил на системной основе усилить концентрацию внутренних ресурсов страны для проведения качественных преобразований в стране. Через него все донорское сообщество все больше учитывает интересы страны в своих программах помощи, а также стремиться повысить эффективность их реализации. Поставленная в КОР цель по сокращению уровня бедности в стране в два раза к 2010 г. отражает намерения страны по достижению Целей развития тысячелетия. Кроме того, процесс КОР полностью соответствующий Декларации тысячелетия, позволяет отслеживать уровень развития страны в сравнении с другими развивающимися странами, а также перенимать их положительный опыт реформ по сокращению бедности.




 

208.  Реализация КОР в Кыргызстане в рамках среднесрочной программы НССБ показала, что началась реализация трудных, но абсолютно необходимых мер по приведению в соответствие действий государства к его потенциалу. Эта деятельность происходит практически по всем направлениям.

 

209. В начале текущего года, с принятием новой редакции Конституции, дан мощный импульс преобразованиям в системе государственного управления, направленный на децентрализацию функций и полномочий государства. Усилены полномочия законодательной, судебной, исполнительной и местных органов власти, а также органов местного самоуправления[R2] . Эта инициатива была поддержана большинством населения. Два года назад, были начаты реформы снизу, когда провели первые выборы руководителей местного самоуправления[R3] . Именно этот шаг позволил активизировать работу на местах. Люди выбирали тех, кому доверяют и кого знают. Сегодня местные руководители в большинстве своем хорошо решают проблемы местных сообществ. Благодаря этому, во многом повысилась созидательная инициатива населения в регионах. И эта инициатива помогает находить новые подходы в решении социально-экономических проблем.

 

Преобразования во всей системе государственной власти координируются и фокусируются на строительстве системы управления, обеспечивающей эффективное предоставление услуг и общественных благ населению. Для комплексного решения этих проблем необходима разработка стратегии реформирования всей системы государственного управления. Предстоящие реформы должны обеспечить создание государством максимум благоприятных условий для развития бизнеса. Будут предприняты активные шаги по борьбе с коррупцией. Необходимо построить систему государственных институтов, активно способствующих усилению конкурентоспособности в целом всей страны. Предстоит активно продолжить процесс рационализации управления государственными финансами. Главная цель преобразований в этой сфере – обеспечить в рамках своих возможностей на программной, прозрачной и подконтрольной основе своевременную и достаточную ресурсную поддержку реализации приоритетов развития страны.



 

210. Тенденции развития экономики, сложившиеся за 9 месяцев 2003 года и ожидаемые результаты на 2003 год в целом характеризуют закрепление макроэкономической стабилизации и улучшение экономической ситуации. Укрепление макроэкономической стабилизации и возобновление экономического роста, после спада в 2002 году соответствуют целям и задачам трехлетней экономической программы, поддерживаемой МВФ.

211. В 2004 году основным ядром экономической политики проводимой в соответствии с НССБ будет являться

· дальнейшее укрепление макроэкономической стабилизации;

· обеспечение устойчивого роста экономики в интересах сокращения бедности;

· существенное усиление координации мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;



· повышение транспарентности управления государственными расходами;

· сокращение бремени внешнего долга;

· создание благоприятного инвестиционного климата.

 

212. Стратегия обеспечения экономического роста будет направлена на укрепление мер структурной политики и, в частности, на снижение уровня квазибюджетного дефицита в электроэнергетике.

 

213. Меры бюджетной политики в 2004 году будут направлены на поддержание макроэкономической сбалансированности и обеспечение финансовой стабильности в республике. Для этого предполагается предпринять следующие шаги: концентрировать финансовые ресурсы на решении приоритетных задач НССБ; обеспечить эффективность социальных расходов; последовательно внедрять принципы программного бюджета на отраслевом и местном уровнях; создать эффективную систему межбюджетных отношений; реформировать систему Казначейства; осуществлять последовательный переход к международным стандартам статистики государственных финансов.

 

214. Основным принципом и ключевым направлением политики доходов является обеспечение предсказуемости и прозрачности налоговой политики. Для этого будут приниматься меры по совершенствованию собираемости налогов, расширению налогооблагаемой базы, повышению эффективности налогового администрирования, в том числе и путем упрощения налоговой системы и передачи полномочий по сбору некоторых видов налогов местным органам.

 

215. В области государственных расходов будут приниматься меры по оптимизации системы трансфертов и грантов в республике, повышению эффективности инвестиций и финансированию приоритетных направлений развития Кыргызской Республики.

 

216. Проводимая в рамках реализации НССБ денежно-кредитная политика будет направлена на удержание инфляции на уровне менее 4%. НБКР продолжит проводить политику плавающего обменного курса, производя интервенции на валютном рынке с целью смягчения временных колебаний номинального обменного курса и укрепления позиции по международным резервам.

 

217. Для смягчения текущего долгового бремени страны будут осуществляться меры по улучшению эффективности реализация комплексной долговой стратегии. Будут продолжены работы совместно с донорами в рамках Парижского клуба по реструктуризации внешнего долга, сокращению объемов программы государственных инвестиций. Кыргызстан предпринимает меры по координации донорской помощи и улучшению эффективности реализации внешних заимствований.

 

218. В соответствии с целями и задачами, поставленными в НССБ, будут приниматься конкретные меры по созданию благоприятного инвестиционного климата, как для привлечения прямых иностранных инвестиций, так и для внутренних инвестиций, что требует действенных мер по совершенствованию государственного управления, реформированию финансового сектора.

 

219. В области социальной политики проводятся реформы, направленные на повышение доступности и качества образовательных и медицинских услуг. Совершенствуются пенсионная система и механизмы социальной защиты граждан. Широко развивается социальная мобилизация, являющаяся эффективным инструментом самоорганизации населения и сокращения бедности. Формируется эффективный рынок труда, обеспечивающий рациональное и полное использование трудовых ресурсов. Принимаются меры по обеспечению экологической безопасности в стране. Создаются условия, обеспечивающие равенство полов. В результате последовательно проводимых реформ улучшаются основные показатели человеческого развития, свидетельствующие о правильности выбранного страной курса социальных реформ. Самое главное, что в результате проведения реформ в этих направлениях удалось добиться того, что рост экономики страны стал работать на сокращение уровня бедности.

В 2004 г. предстоит принятие конкретных мер политики, которые должны обеспечить дальнейшее развитие активной социальной политики, стимулирующей устойчивый экономический рост и сокращение бедности. Эти меры включают:

· Создание новых рабочих мест через ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, либерализацию рынка труда. Эта работа будет базироваться на разрабатываемой Концепции государственной политики занятости населения на период до 2010 и других линейных программах;

· Дальнейшее усиление адресности социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

· Эффективную реализацию Концепции дальнейшего реформирования пенсионной системы в Кыргызской Республике, увеличение размеров пенсий;

· Эффективную реализацию Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года и других образовательных проектов и программ для улучшения доступности и качества образования; увеличение заработной платы учителей;

· Развитие первичной медико-санитарной помощи, укрепление новых методов финансирования и Программы государственных гарантий в рамках реализации Национальной программы реформы системы здравоохранения «Манас»-2, Концепции реформирования системы финансирования здравоохранения Кыргызской Республики на пе­риод до 2006 года и развития отрасли до 2010 года, а также других проектов и программ в сфере здравоохранения; повышение заработной платы врачей; 

· Развитие правовой базы в сфере рационального природопользования; усиление потенциала ответственных государственных органов по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций в Кыргызстане.

· Дальнейшее создание условий, обеспечивающих равенство полов во всех сферах, через активную реализацию Национального плана действий по достижению гендерного равенства на 2002-2006 годы.

 

220. Благодаря процессам КОР и НССБ все больше людей в республике, в своей повседневной жизни напрямую ощущают позитивное влияние проводимой политики. Улучшается их благосостояние, растет занятость и доходы населения. А самое главное люди учатся работать в рыночных условиях, расширяются их возможности, активно идет процесс мобилизации и саморазвития населения.

 Большинство трудностей в проведении реформ практически во всех направлениях связано с еще пока слабым государственным управлением. Именно некачественное управление в настоящий момент является главным «тормозом» в реализации многих поставленных задач в рамках КОР и НССБ. Поэтому реформированию системы государственного управления в республике будет уделяться первостепенное внимание. Именно поэтому 2004 год объявлен в Кыргызстане – Годом социальной мобилизации и добросовестного управления.

 

221. В ближайшие годы будет совершенствоваться выработка и реализация линейных политик на принципах КОР и НССБ. В этой связи создаются и работают многочисленные рабочие группы с участием частного сектора, гражданского общества. Все эти линейные политики будут осуществляться, исходя из строгих принципов приоретизации. Эти принципы будут основаться в зависимости от уровня влияния на сокращение бедности, проработанности вопроса, а также наличие ресурсов.

 

222. Продолжатся процессы переориентации государственных ресурсов на поддержку приоритетных направлений развития. Устойчивое человеческое развитие в стране должно получить новое качественное продвижение.

 

223. Усилятся процессы координации и приоритезации всех действий с целью получения сфокусированного результата.

  

224. Продолжится развитие инфраструктуры и совершенствование системы мониторинга и оценки. В ее рамках необходимо охватить все регионы страны. Предстоит совершенствовать механизмы обратной связи для активизации участия населения в процессах КОР и НССБ.

 

225. Вместе с тем, в 2004 году будут предприняты до­полнительные усилия по приоритезации мер в соответствии с целями и задачами, поставленными в НССБ, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых на приоритетные направления КОР/НССБ.

 

226. В целях осуществления намеченных целей и задач разработан план действий по реализации НССБ на 2004 г. Матрица включает основные мероприятия НССБ с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ МОНИТОРИНГА НССБ[11]

 

 

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 9 месяцев 2003 г.

Международные индикаторы

Индекс человеческого развития индекс 0,719 0,723  
Индекс нищеты населения индекс 8,4 8,7  
Индекс развития гендерного фактора индекс 0,715 0,717  

Национальные индикаторы

Темпы роста реального ВВП % 105,4 105,3 99,5[12] 105,1
Темпы роста реального ВВП на душу населения % 104,4 104,5 98,7 104,2
Уровень бедности населения % 52,0 47,6 44,4
Уровень крайней бедности % 17,8 13,5 13,8
Глубина бедности % 17,7 13,9 13,2
Уровень безработицы:          
- общей % 7,5 7,8 8,6  
- официальной % 3,0 3,1 3,1 3,0
Коэффициент Джини индекс 0,449 0,441 0,419
Индекс потребительских цен (% к соответствующему периоду предыдущего года) 118,7 106,9 102,0 102,4

Формирование эффективного государственного управления

Уровень оптимизации структуры государственного управления (количество центральных органов государственного управления) ед. 42 31 33 33

Строительство справедливого общества

Развитие адресной системы социальной защиты

Доля населения, получающего ЕЕП в общей численности населения % 10,3 9,5 9,9 10
Доля малообеспеченных семей, получивших единовременное ЕЕП за год в общей численности получателей ЕЕП % 0 0 0,02
Соотношение гарантированного минимального уровня потребления и минимального и потребительского бюджета на душу населения % 8,3 9,1 10,1 8,8
Объем средств, направленных на выплату компенсаций малоимущим слоям населения по повышенным тарифам на энергоносители млн. сомов   0,126 27,3 20,0

Интеграция инвалидов в общество

Численность инвалидов, пользующихся услугами реабилитационных центров количество 500 600 849
Численность инвалидов, получивших инвалидные коляски количество 128 95 191 151

Детская бедность

Уровень бедности среди детей, проживающих в пилотных районах, где будут формироваться системы социального и семейного патроната:   - - -  
- Иссык - Атинский район %       10,4
- Жумгальский район %       58
Численность безнадзорных детей, реабилитированных через социальные учреждения количество 2708 2978 2982 976
Объем средств, направляемых на защиту детства          
- образование

Млн. сомов

1,3 1,6 1,8 1,0
- медицинское страхование детей до 16 лет 20,0 24,7 46,3 9,5
Наличие статей расходов на защиту детства в Законе о бюджете   14 14 14 14

Реформирование пенсионной системы

Соотношение средней пенсии к средней заработной плате % 37,7 38,4 37,5 36,7
Соотношение базовой части пенсии к минимальному потребительскому бюджету пенсионера % 19,7 18,2 17,5 16,1
Темпы роста общего размера пенсии % 120 121 101 110
Число негосударственных пенсионных фондов Количественный 1 1 1 1
Изменение численности плательщиков страховых взносов:          
- юридических лиц;

%

73 117 95,9 93,3
- физических лиц 72 108 129 122

Обеспечение занятости, создание новых рабочих мест

Количество трудоустроенных:          
- к общей численности зарегистрированных безработных;

%

42,3 46,5 54,5 45,3
- из числа переобученных. 55,9 64,8 77,8 68,7
Охват безработных граждан общественным трудоустройством на временные рабочие места % 30,3 29,0 28,0 23,7
Средняя продолжительность участия безработных граждан в общественных работах Количество месяцев 9,4 3,2 2,7 2,5
Доля трудоустроенной молодежи в общей численности молодых людей, обратившихся в службы занятости % 37,1 44,7 53,4 45,0
Доля трудоустроенных безработных женщин в общей численности женщин, обратившихся в службы занятости % 45,2 47,4 54,5 53,4

Доступ к качественным услугам образования

Охват детей соответствующего возраста дошкольным образованием % 8,7 9,0 9,5
Охват детей неполным средним образованием (1-9 классы) соответствующего возраста % 95,9 95,0 94,6
Уровень грамотности лиц в возрасте 15 лет и старше[13] % 98,7 98,7 98,7

Доступ к качественным услугам здравоохранения

Процент населения, не имеющего доступ к услугам здравоохранения (из-за дороговизны и отдаленности) % 14,3 9,3 26,0 -
Доля расходов на услуги здравоохранения в общих расходах бедных домашних хозяйств %        
Доступ населения к чистой безопасной питьевой воде % 81,5 79,6 78,9 -
Доля населения, охваченного обязательным медицинским страхованием % 73,0 83,7 86,2 -
Доля детей в соответствующих возрастных группах, заболевших определенными болезнями (дифтерия, коклюш, столбняк, корь, гепатит В, полиомиелит, краснуха, паротит). % 0,06 0,02 0,06 0,16 [14]
Доля населения, страдающего недостатком:          
- йода

 %

0,4 3,4 4,2
- железа в организме 3,0 3,4 3,0
Число случаев заболеваемости ВИЧ/ СПИДом (всего/граждан Кыргызской Республики) количество 16/4 149/134 160/146 98/93

Обеспечение устойчивого экономического роста

Макроэкономическая политика

Уровень дефицита бюджета к ВВП % -2,0 0,4 1,0 1,5
- с учетом ПГИ % -9,2 -4,0 -5,6 -5,8
Счет текущих операций к ВВП % -5,8 -1,2 - 2,0 2,6
Средний официальный курс доллара США к сому сомов 47,7 48,4 46,9 46,0
Потребление к ВВП % 85,8 82,3 85,6 97,4[15]
Государственное потребление к ВВП % 20,1 17,5 18,0 23,85
Частное потребление к ВВП % 65,7 64,8 67,6 73,65
Доля объемов добавленной стоимости промышленности в ВВП % 23,3 22,5 20,3 19,4
Доля объемов добавленной стоимости (продукции) сельского хозяйства в ВВП % 34,2 34,5 35,6 36,7
Доля объемов услуг в ВВП % 31,8 32,1 32,7 33,4

Бюджетная политика и ПГИ

Доходы госбюджета к ВВП % 15,3 17,0 19,1 20,74
Расходы госбюджета к ВВП % 17,3 16,6 20,2 20,14

Налоговая политика

Налоговые поступления к ВВП % 11,7 12,4 13,9 15,34
Численность предприятий малого предпринимательства:        
- зарегистрированных

количество

20 863 26 597 31783 31503
- отчитывающихся 9 184 13 324 10432 13921
Число отчитывающихся малых и средних предприятий количество 8568 8579 7759 68825

Развитие финансового сектора

Валовой объем международных резервов НБКР млн. долл.США 261,1 285,2 316,7 329,1
Уровень монетизации % 10,6 10,0 12,5 14,2
Доля кредитов к ВВП % 3,4 3,7 4,5 14,6
Доля депозитов к м2Х % 44,0 38,8 37,5 34,1
  Процентные ставки коммерческих банков          
- по депозитам и вкладам (средневзвешено за период)          
       - в национальной валюте % 14,5 8,1 4,1 2,9
       - в иностранной валюте % 2,6 1,0 0,6 0,5
       - в национальной валюте % 46,8 36,4 30,2 25,3
       - в иностранной валюте % 30,6 25,0 22,6 17,4
Учетная ставка НБКР % 38,3 8,0 4,4 4,0
Число опубликованных финансовых отчетов НБКР в СМИ количество 12 12 12 5
Доля инвестиционных кредитов в общем кредитном портфеле % 0 37 56 46
Изменение стоимости банковских услуг %        
Число приватизированных объектов количество 168 88 102 64
Объемы налоговых поступлений в бюджет от приватизированных предприятий млн. сомов 925,4 1048,9 1099,2 225,1

Инвестиционная политика

Объем инвестиций в основной капитал к ВВП % 16,6 13,3 12,5 10,3

Стимулирование предпринимательской деятельности

Доля объемов производства МСП в ВВП % 42,7 42,9 44,3 42.05
Изменение числа необоснованных проверок %     17,3  
Доля малообеспеченных слоев населения и безработных в малых городах и поселках городского типа, отдаленных высокогорных районах, получивших микрокредиты в общей численности получателей микрокредита % 39,8 38,6 29,5 32,25
Количество госслужащих, прошедших курсы переобучения после сокращения и трудоустроенных с помощью Госкомиссии человек     30  

Внешнеэкономическая деятельность и развитие экспорта

Изменение объемов экспорта % 111,2 94,4 102,0 104,64
Изменение объемов внешнеторгового оборота % 100,5 89,1 113,7 110,04
Сальдо торгового баланса $ млн. -49,6 8,9 -101,2 -92,54
Объем инвестиций, привлеченных в республику диппредставителями млн. сомов        

Финансовое оздоровление и банкротство убыточных хозсубъектов

Изменения по объемам производства продукции (индекс физического объема продукции к предыдущему году) % 106.0 105.4 89.1 114.0

Безопасность развития

Количество зарегистрированных правонарушений, связанных с наркоманией и наркотрафиком по республике, Количество 3539 3205 3018 2475
Число беженцев тыс.чел. 10,6 9,2 7,6 8,1 4
Валовая внутренняя (межобластная) миграция (сумма чисел прибывших и выбывших) чел. 44728 43645 49235 3340124
Число зарегистрированных несчастных случаев на производстве чел. 309 282 263
Затраты на возмещение вреда от трудовых увечий млн. сомов 24,6 11,3 8,3
Финансирование из бюджета к общим расходам для:          
- обеспечения внешней безопасности; % 3,5 4,3 4,5 2,7
- предотвращения стихийных бедствий % 2,0 1,6 1,5 1,8
Уровень детской и подростковой преступности % 0,053 0,042 0,039

 


 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СВЯЗЬ МЕЖДУ НССБ И ЦЕЛЯМИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НА 2004 г.

 

 

Наименование показателей 1999 (факт) 2005
Сократить уровень бедности, в процентах 55.3 38.9
Обеспечить возможность получения неполного среднего (9-летнего) образования всеми детьми, в процентах от их количества 89.5 97.0
Сократить младенческую смертность (на 1000 живорожденных) (число умерших детей до 1 года), в промилле 22.7 22.0
Сократить детскую смертность (на 1000 живорожденных) (от 1 до 5 лет), в промилле 35.5 28
Сократить уровень материнской смертности (на 100 000 живорожденных) 42.3 40
Сократить уровень смертности в результате инфекционных заболеваний, (на 100 000 населения) 32.9 25
Увеличение доли населения, имеющего доступ к услугам здравоохранения, в процентах 85.6 90.0
Увеличение доли населения, имеющего доступ к чистой питьевой воде, в процентах 85.9 87.8
Рост объема ВВП, в процентах, на конец периода 100 128
Вклад частного сектора в ВВП, в процентах 82.7 84.3
Сокращение внешнего долга: - в процентах к ВВП 134.0 78.0
- в процентах к общим расходам государства 4.4 3.6
- в процентах ко всему экспорту 279 231.2
Уровень общей безработицы, в процентах, к экономически активному населению 7.2 8.4
Количество телефонных аппаратов на 1000 человек 78 80
Количество персональных компьютеров на 1000 человек 1) 259971) 370002)

 

1) Количество компьютеров у юридических лиц за 2001 год.

2) наличие компьютеров у юридических лиц.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НССБ НА 2004 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АБР Азиатский Банк Развития
АО Акционерное общество
ВБ Всемирный Банк
ВВП Валовой внутренний продукт
ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
ВТО Всемирная торговая организация
ВУЗ Высшее учебное заведение
ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития
ЕЕП Единое ежемесячное пособие
ИПЦ Индекс потребительских цен
КОР Комплексная Основа Развития Кыргызской Республики до 2010 года
КСФК Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация
КФД Квазифискальный дефицит
МВД Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
МВФ Международный валютный фонд
МСП Малое среднее предпринимательство
МСУ Местное самоуправление
МФО Микрофинансовые организации
НАП Национальная авиаперевозка
НБКР Национальный банк Кыргызской Республики
НДС Налог на добавленную стоимость
НПО Неправительственные организации
НСК Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
НССБ Национальная Стратегия Сокращения Бедности Кыргызской Республики
ОМС Обязательное медицинское страхование
ООН Организация Объединенных Наций
ОРВ Озоноразрушающие вещества
ПГИ Программа государственных инвестиций
ПКР Правительство Кыргызской Республики
ПРГФ Механизм сокращения бедности и содействия экономическому росту
ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций
СМИ Средства массовой информации
СПБ Среднесрочный прогноз бюджета
ТАСИС Программа технической помощи Европейского Союза для стран СНГ
ЦРТ Цели развития тысячелетия

 


[1] По предварительным данным НСК.

[2] Здесь и далее показатели бедности приведены по критерию расходов на душу населения, для которого имеются наиболее длинные временные ряды.

[3] Необходимо учитывать, что младенческая смертность в Кыргызстане пока еще измеряется по методике, отличной от рекомендованной ВОЗ, поэтому абсолютные значения данного показателя не могут быть использованы для международных сравнений.

[4] За 9 месяцев 2003 г. чистый объем покупки составил 18.1 млн. долларов США.

[5] В частности, с целью смягчения введенных Казахстаном ограничительных мер в отношении транзита товаров из Кыргызстана кыргызской стороной представлен проект межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении.

[6] По состоянию на 1 сентября 2003 года совокупный коэффициент адекватности суммарного капитала по всем банкам составил 33.8% при минимально допустимом значении этого коэффициента для отдельного банка 12%.

[7] По состоянию на 1 июля 2003 г.

[8] Включая ПГИ и Социальный фонд.

[9] Включая внутреннее софинансирование ПГИ.

[10] Включая трансферты из республиканского бюджета.

[11] Не включенные в таблицу показатели определяются в годовом исчислении, либо на основании специальных исследований, проводимых периодически.

 

[12] Оценка

[13] данные переписи населения 1999 г.

 

[14] Январь-август

[15] январь-июнь

 

Стр: 6
[R1] Жетиген, у меня нет данных об объемах ПИИ по полугодиям; не могли бы Вы запросить их в НСК или в Секретариате Спецпредставителя. Может быть, у них уже есть данные за 9 месяцев.

[R2] Вопрос: могут ли быть усилены полномочия одновременно всех ветвей власти? Слово «усилены», по-моему, предполагает перераспределение полномочий – у кого-то их становится больше, значит, у кого-то меньше. Может быть, лучше использовать нейтральное слово «скорректированы»?

[R3] Это не моя сфера. но кажется, что все-таки выборы были инициированы руководством страны, поэтому вряд ли это реформы «снизу».









Сейчас читают про: