VII. Стоимость и последовательность мер политики НССБ

 

169. Приоритеты и основные меры политики НССБ нашли свое отражение в государственных расходных программах, предусмотренных СПБ. Прогноз общей величины расходов исходит из реалистической оценки имеющихся внутренних ресурсов, необходимости сокращения государственного внешнего долга и возможной дальнейшей его реструктуризации Парижским клубом в конце 2004 г. Предполагается, что общая величина расходов государственных расходов будет возрастать в 2004-2005 гг., а затем, как показано в таблице 3, существенно снизится в 2006 г. Такая динамика отражает существование противоположно направленных тенденций: потребности в увеличении расходов на социальные нужды, которые сильно уменьшились в предыдущие годы, и необходимости сокращения ПГИ, в рамках которой в основном осуществляется государственное заимствование.

 

170. Распределение средств между различными государственными расходными программами в 2004-2006 гг. (см. таблицу 3) должно заметно измениться в соответствии с приоритетами НССБ. Наиболее важные изменения включают: а) увеличение доли текущих расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение; б) расширенное использование стимулирующих грантов; в) уменьшение доли расходов на содержание государственного аппарата и финансирование производственного сектора; г) сокращение ПГИ. При выработке расходных стратегий для крупнейших сегментов бюджета были учтены результаты исследования «Обзор государственных расходов Кыргызской Республики», проведенного Всемирным банком.

Таблица 3. Государственные расходы в 2004-2006 гг. (% ВВП)

 

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Уточнен. Проект Прогноз Прогноз
Расходы расширенного государственного бюджета[8] 27.7 28.1 28.6 27.9
Текущие расходы 18.6 19.5 20.0 19.7
Образование 3.8 4.7 5.0 5.2
Здравоохранение 2.0 2.1 2.2 2.4
Социальное страхование и социальное обеспечение 3.0 3.2 3.4 3.7
Государственные услуги общего назначения 2.8 2.6 2.4 2.2
Выплата процентов по государственному долгу 1.9 2.3 2.7 2.4
Другие расходы 5.0 4.7 4.3 3.8
Внутренние капитальные вложения и стимулирующие гранты[9] 0.6 0.3 0.7 1.2
ПГИ 5.5 5.3 4.8 4.0
Внешнее финансирование 4.8 4.7 4.4 3.6
Социальный фонд[10] 5.0 4.9 4.8 4.6

 

171. В сфере образования предполагается резкое увеличение финансирования – за три года более чем на 50% в реальном выражении. Общее увеличение количества выделяемых ресурсов будет сопровождаться изменениями в принципах финансирования сектора, направленными на повышение эффективности расходов. Новая схема финансирования будет основываться на показателях эффективности образования. Формула финансирования регионов станет учитывать плотность населения и потребности в специальном обучении. Органам местного самоуправления будет предоставлена большая свобода в распоряжении средствами категориальных грантов. Роль специальных средств в финансировании базового среднего образования будет сокращаться, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к получению образования детей из беднейших слоев населения. Предполагается заметное повышение заработной платы учителей при увеличении стандартной преподавательской нагрузки.

 

172. В течение 2004-2006 гг. расходы на здравоохранение должны возрасти на 15%, а текущие расходы – почти на 40%. Возросшее финансирование будет направлено на проведение реформ, ключевыми элементами которых определены: а) завершение реструктуризации сети медицинских учреждений; б) переход на "систему единого плательщика" во всех регионах республики; в) улучшение качества медицинской помощи; г) реформа эпидемиологической службы. Кроме этого реформа здравоохранения будет направлена на формирование политики по лекарственному обеспечению, внедрение обязательного медицинского страхования, апробацию новых методов финансирования. Изменения в принципах финансирования сектора будут направлены на увязку величины расходов с числом нуждающихся в услугах здравоохранения.

 

173. Расходы на социальное страхование и социальное обеспечение также должны возрасти примерно на 40% в течение рассматриваемого трехлетнего периода. Возросшие ассигнования будут направлены в основном на увеличение Единого ежемесячного и других пособий нуждающимся слоям населения, что должно компенсировать предстоящее увеличение тарифов на электроэнергию.

 

174. Помимо государственного бюджета важнейшим источником финансирования расходов на социальный сектор является Социальный фонд. Его расходы в реальном выражении в 2004-2006 гг. возрастут менее чем на 10%. Такой прогноз расходов Социального фонда является результатом взаимодействия различных факторов: изменения числа пенсионеров, планов повышения базовой части пенсии с темпом не менее 12% в год, индексации общего размера пенсий на инфляцию с акцентом на более быстрый рост маленьких пенсий.

 

175. В целом социальные расходы расширенного государственного бюджета должны возрасти в 2004-2006 гг. на 1.5% ВВП или почти на 30%; их доля в бюджете увеличится с 50.0% в 2003 г. до 55.6% в 2006 г. Это свидетельствует о переориентации государственных расходных программ на нужды человеческого развития и сокращения бедности.

 

176. Расходы на содержание государственного аппарата («Государственные услуги общего назначения») должны уменьшиться в 2006 г. на 0.6% ВВП по сравнению с 2003 г. Такое сокращение расходов отражает политику совершенствования государственного управления, предполагающую оптимизацию структуры государственного управления и государственной службы, сокращение дублирующих функций министерств и ведомств. В 2004-2006 гг. предполагается проведение реформы в области оплаты труда в бюджетной сфере, которая будет включать рост заработной платы и сокращение штата государственных служащих. Эта реформа включает также создание стимулов для повышения квалификации и качества трудовой деятельности, бóльшую дифференциацию заработной платы в зависимости от результатов трудовой деятельности и уровня должностной ответственности.

 

177. Расходы бюджета на текущее финансирование производственного сектора (топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское и водное хозяйство) уменьшатся за три года на 0.4% ВВП или на 9% в реальном выражении. Это отражает политику приватизации предприятий из этих отраслей и постепенного перевода предприятий, остающихся в государственной или коммунальной собственности, на самофинансирование за счет повышения эффективности работы и увеличения тарифов на их услуги (при соответствующих компенсирующих мерах для беднейшей части населения).

 

178. Как уже отмечалось выше, уменьшение расходов в рамках ПГИ обусловлено необходимостью сокращения государственного внешнего долга. Предполагается, что займы, входящие в ПГИ, будут составлять 60-80 млн. долларов США в год, что соответствует условиям программы PRGF. В течение рассматриваемого периода планируется начать 29 новых проектов, финансируемых за счет кредитов, и 9 грантовых проектов. При уточнении ПГИ на 2004-2006 гг. обращается особое внимание на последовательность в реализации программы и выбор новых проектов, в наибольшей степени соответствующих целям и приоритетам НССБ. В структуре ПГИ преобладают инфраструктурные проекты в сельском хозяйстве, на транспорте и в энергетике. Значительная часть новых проектов должна способствовать региональному развитию и подъему села и малых городов, где уровень бедности особенно высок. По-прежнему основную роль в ПГИ будут играть средства, предоставленные Всемирным банком и Азиатским банком развития. Следует отметить, что ограничения по масштабам и необходимость приоритетизации ПГИ требуют принятия решений о прекращении или уменьшении финансирования некоторых из тех проектов, которые уже были начаты или согласованы ранее. Эти решения будут приниматься в процессе диалога с донорами, направленного на уточнение целей и дизайна проектов, изменения их масштабов и сроков реализации. В СПБ признается необходимость своевременного и полномасштабного софинансирования ПГИ из средств государственного бюджета или, в ряде случаев, населения. Это софинансирование должно включать средства на поддержание и ремонт новой инфраструктуры, создаваемой в рамках ПГИ. Одним из важных механизмов выделения средств из республиканского бюджета на нужды ПГИ станут стимулирующие гранты, позволяющие обеспечить реальную поддержку реализуемых проектов органами местного самоуправления и гражданским обществом.

 

179. Изменения в направлениях расходования средств будут сопровождаться мерами по совершенствованию бюджетного процесса. К числу этих мер относятся отмена взаимозачетов, бартера, платежей в натуральном выражении, наложение жестких ограничений на финансирование расходов за счет специальных средств. Эти меры должны позволить существенно повысить гибкость бюджета и его способность реагировать на возможные внешние шоки.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: