169. Приоритеты и основные меры политики НССБ нашли свое отражение в государственных расходных программах, предусмотренных СПБ. Прогноз общей величины расходов исходит из реалистической оценки имеющихся внутренних ресурсов, необходимости сокращения государственного внешнего долга и возможной дальнейшей его реструктуризации Парижским клубом в конце 2004 г. Предполагается, что общая величина расходов государственных расходов будет возрастать в 2004-2005 гг., а затем, как показано в таблице 3, существенно снизится в 2006 г. Такая динамика отражает существование противоположно направленных тенденций: потребности в увеличении расходов на социальные нужды, которые сильно уменьшились в предыдущие годы, и необходимости сокращения ПГИ, в рамках которой в основном осуществляется государственное заимствование.
170. Распределение средств между различными государственными расходными программами в 2004-2006 гг. (см. таблицу 3) должно заметно измениться в соответствии с приоритетами НССБ. Наиболее важные изменения включают: а) увеличение доли текущих расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение; б) расширенное использование стимулирующих грантов; в) уменьшение доли расходов на содержание государственного аппарата и финансирование производственного сектора; г) сокращение ПГИ. При выработке расходных стратегий для крупнейших сегментов бюджета были учтены результаты исследования «Обзор государственных расходов Кыргызской Республики», проведенного Всемирным банком.
Таблица 3. Государственные расходы в 2004-2006 гг. (% ВВП)
| 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Уточнен. | Проект | Прогноз | Прогноз | |
Расходы расширенного государственного бюджета[8] | 27.7 | 28.1 | 28.6 | 27.9 |
Текущие расходы | 18.6 | 19.5 | 20.0 | 19.7 |
Образование | 3.8 | 4.7 | 5.0 | 5.2 |
Здравоохранение | 2.0 | 2.1 | 2.2 | 2.4 |
Социальное страхование и социальное обеспечение | 3.0 | 3.2 | 3.4 | 3.7 |
Государственные услуги общего назначения | 2.8 | 2.6 | 2.4 | 2.2 |
Выплата процентов по государственному долгу | 1.9 | 2.3 | 2.7 | 2.4 |
Другие расходы | 5.0 | 4.7 | 4.3 | 3.8 |
Внутренние капитальные вложения и стимулирующие гранты[9] | 0.6 | 0.3 | 0.7 | 1.2 |
ПГИ | 5.5 | 5.3 | 4.8 | 4.0 |
Внешнее финансирование | 4.8 | 4.7 | 4.4 | 3.6 |
Социальный фонд[10] | 5.0 | 4.9 | 4.8 | 4.6 |
171. В сфере образования предполагается резкое увеличение финансирования – за три года более чем на 50% в реальном выражении. Общее увеличение количества выделяемых ресурсов будет сопровождаться изменениями в принципах финансирования сектора, направленными на повышение эффективности расходов. Новая схема финансирования будет основываться на показателях эффективности образования. Формула финансирования регионов станет учитывать плотность населения и потребности в специальном обучении. Органам местного самоуправления будет предоставлена большая свобода в распоряжении средствами категориальных грантов. Роль специальных средств в финансировании базового среднего образования будет сокращаться, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к получению образования детей из беднейших слоев населения. Предполагается заметное повышение заработной платы учителей при увеличении стандартной преподавательской нагрузки.
172. В течение 2004-2006 гг. расходы на здравоохранение должны возрасти на 15%, а текущие расходы – почти на 40%. Возросшее финансирование будет направлено на проведение реформ, ключевыми элементами которых определены: а) завершение реструктуризации сети медицинских учреждений; б) переход на "систему единого плательщика" во всех регионах республики; в) улучшение качества медицинской помощи; г) реформа эпидемиологической службы. Кроме этого реформа здравоохранения будет направлена на формирование политики по лекарственному обеспечению, внедрение обязательного медицинского страхования, апробацию новых методов финансирования. Изменения в принципах финансирования сектора будут направлены на увязку величины расходов с числом нуждающихся в услугах здравоохранения.
173. Расходы на социальное страхование и социальное обеспечение также должны возрасти примерно на 40% в течение рассматриваемого трехлетнего периода. Возросшие ассигнования будут направлены в основном на увеличение Единого ежемесячного и других пособий нуждающимся слоям населения, что должно компенсировать предстоящее увеличение тарифов на электроэнергию.
174. Помимо государственного бюджета важнейшим источником финансирования расходов на социальный сектор является Социальный фонд. Его расходы в реальном выражении в 2004-2006 гг. возрастут менее чем на 10%. Такой прогноз расходов Социального фонда является результатом взаимодействия различных факторов: изменения числа пенсионеров, планов повышения базовой части пенсии с темпом не менее 12% в год, индексации общего размера пенсий на инфляцию с акцентом на более быстрый рост маленьких пенсий.
175. В целом социальные расходы расширенного государственного бюджета должны возрасти в 2004-2006 гг. на 1.5% ВВП или почти на 30%; их доля в бюджете увеличится с 50.0% в 2003 г. до 55.6% в 2006 г. Это свидетельствует о переориентации государственных расходных программ на нужды человеческого развития и сокращения бедности.
176. Расходы на содержание государственного аппарата («Государственные услуги общего назначения») должны уменьшиться в 2006 г. на 0.6% ВВП по сравнению с 2003 г. Такое сокращение расходов отражает политику совершенствования государственного управления, предполагающую оптимизацию структуры государственного управления и государственной службы, сокращение дублирующих функций министерств и ведомств. В 2004-2006 гг. предполагается проведение реформы в области оплаты труда в бюджетной сфере, которая будет включать рост заработной платы и сокращение штата государственных служащих. Эта реформа включает также создание стимулов для повышения квалификации и качества трудовой деятельности, бóльшую дифференциацию заработной платы в зависимости от результатов трудовой деятельности и уровня должностной ответственности.
177. Расходы бюджета на текущее финансирование производственного сектора (топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское и водное хозяйство) уменьшатся за три года на 0.4% ВВП или на 9% в реальном выражении. Это отражает политику приватизации предприятий из этих отраслей и постепенного перевода предприятий, остающихся в государственной или коммунальной собственности, на самофинансирование за счет повышения эффективности работы и увеличения тарифов на их услуги (при соответствующих компенсирующих мерах для беднейшей части населения).
178. Как уже отмечалось выше, уменьшение расходов в рамках ПГИ обусловлено необходимостью сокращения государственного внешнего долга. Предполагается, что займы, входящие в ПГИ, будут составлять 60-80 млн. долларов США в год, что соответствует условиям программы PRGF. В течение рассматриваемого периода планируется начать 29 новых проектов, финансируемых за счет кредитов, и 9 грантовых проектов. При уточнении ПГИ на 2004-2006 гг. обращается особое внимание на последовательность в реализации программы и выбор новых проектов, в наибольшей степени соответствующих целям и приоритетам НССБ. В структуре ПГИ преобладают инфраструктурные проекты в сельском хозяйстве, на транспорте и в энергетике. Значительная часть новых проектов должна способствовать региональному развитию и подъему села и малых городов, где уровень бедности особенно высок. По-прежнему основную роль в ПГИ будут играть средства, предоставленные Всемирным банком и Азиатским банком развития. Следует отметить, что ограничения по масштабам и необходимость приоритетизации ПГИ требуют принятия решений о прекращении или уменьшении финансирования некоторых из тех проектов, которые уже были начаты или согласованы ранее. Эти решения будут приниматься в процессе диалога с донорами, направленного на уточнение целей и дизайна проектов, изменения их масштабов и сроков реализации. В СПБ признается необходимость своевременного и полномасштабного софинансирования ПГИ из средств государственного бюджета или, в ряде случаев, населения. Это софинансирование должно включать средства на поддержание и ремонт новой инфраструктуры, создаваемой в рамках ПГИ. Одним из важных механизмов выделения средств из республиканского бюджета на нужды ПГИ станут стимулирующие гранты, позволяющие обеспечить реальную поддержку реализуемых проектов органами местного самоуправления и гражданским обществом.
179. Изменения в направлениях расходования средств будут сопровождаться мерами по совершенствованию бюджетного процесса. К числу этих мер относятся отмена взаимозачетов, бартера, платежей в натуральном выражении, наложение жестких ограничений на финансирование расходов за счет специальных средств. Эти меры должны позволить существенно повысить гибкость бюджета и его способность реагировать на возможные внешние шоки.