Основные философские школы и направления

Становление и развитие философии

 

Учебно-методический комплекс.

Часть 1.

 

Минск 2010

Рецензенты

А.И. Куиш, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и методологии университетского образования РИВШ.

А.И. Смолик, доктор культурологи, профессор, зав. кафедрой культурологи БГУКИ.

 

 

Белокурский В.М.

Становление и развитие философии: учебно-методический комплекс. – Часть 1. – Мн.: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2010. – с.

 

 

Содержание пособия соответствует типовой учебной программе курса «Философия» для высших учебных заведение, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008

Рекомендуется студентам вузов и учащихся колледжей всех форм обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.............................................................4

1. Древнеиндийская философия.............................6

2. Философия Древнего Китая...............................11

3. Античная философия..........................................16

4. Философия Средних веков.................................26

5. Философская мысль эпохи Возрождения.........31

6. Философия Нового Времени..............................37

7. Философия Просвещения...................................43

8. Немецкая классическая философия...................49

9. Европейская постнеклассическая

философия ХІХ в......................................................56

10. Философия XX в.: основные школы

и направления...........................................................66

11. Русская философия............................................78

12. Белорусская философская и общественно-

политическая мысль................................................86

Ответы на вопросы тестов......................................102

Литература................................................................106

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Изучение философии выступает одним из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. Сложные, динамичные и остро противоречивые процессы, заявляющие о себе в обществе и культуре требуют от студента развития навыков самостоятельного философского мышления. В данной связи весьма важной задачей является постижение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по курсу «Философия» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется в соответствии с основными разделами (модулями) и дидактическими единицами государственного образовательного стандарта. Представленный в учебно-методическом комплексе модуль охватывает историко-философские темы курса, рассматриваемые в 12-ти отдельных главах. Каждая из глав включает пять самостоятельных подразделов. В первом – выделены ключевые понятия изучаемой темы. Во втором – освещены характерные особенности философского мышления представителей соответствующей эпохи. В третьем – дана характеристика основных философских школ и направлений. В четвертом – содержатся небольшие фрагменты оригинальных произведений мыслителей Востока и Запада, дающие студенту наглядное представление о своеобразии их философского мышления и важности поставленных ими проблем. Закрепить и систематизировать изучаемый материал помогут тесты, помещенные в пятом разделе учебного пособия. Список литературы, представленный в конце пособия, даст возможность студенту более глубоко усвоить положения наиболее важных трудов выдающихся мыслителей различных эпох.

Содержательная проблематика тем представленного модуля позволит студенту:

· знать основные философские учения и главные проблемы каждой из представленных в пособии эпох, а также ведущих мыслителей ключевых направлений и школ;

· уметь характеризовать главные идеи философской картины мира в ту или иную эпоху;

· приобрести навыки и качества анализа философских текстов, культуры философской дискуссии, философского обоснования своей смысложизненной позиции.

 

Тема 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ключевые понятия

Атман — душа, вечная и неизменная сущность индивида.

Брахма н — высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.

Майя — мировая иллюзия, пелена, заслоняющая под­линный мир.

Ахимса — принцип непричинения зла всему живому.

Дхарма — космический порядок, совокупность обязан­ностей человека, его долг.

Нирвана — идеальное состояние отрешенности, характе­ризующееся утратой чувства "я", которое растворяется в Аб­солюте (Брахмане).

Рита — космический миропорядок, закон.

 

Особенности философского мышления

1. Тесная связь с мифологическими и религиозными пред­ставлениями.

2. Преимущественный интерес к духовному миру.

3. Интровертный характер философского умозрения.

4. Нравственная направленность философских исканий.

5. Слабая связь философских идей с научным знанием.

 

Основные философские школы и направления

Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II—I тыс. до н.э.) — первым литератур­ным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале все­го сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-кос­мическом бытии.

На основе Вед в Древней Индии сформировались орто­доксальные (признающие авторитет этого источника) фило­софские школы — веданта, йога, вайшешика и др.

Веданта — одна из первых систем древнеиндийской фи­лософии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Осно­ву мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Мир феноменов же счита­ли иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брах­ман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман — одно и то же. Данное тождество наш­ло свое адекватное выражение в формуле "тат твам Аси" ("ты есть Он"). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.

Йога — философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязан­ные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхож­дение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).

Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма — воздержание; 2) нияма — этиче­ская культура; 3) асана — положение тела; 4) пранаяма — контроль за дыханием; 5) пратьяхара — выключение чувств; 6) дхарана — внимание; 7) дьяна — созерцание; 8) самадхи — сосредоточение.

Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI-V вв. до н.э.). Согласно данной фи­лософии, мир состоит из качественно разнородных и различ­ных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообраз­ный изменяющийся мир вещей.

Неортодоксальные школыбуддизм, чарвака — вклю­чают в свои философские построения те или иные положе­ния Вед.

Буддизм (VI-V вв. до н.э.) — другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель — ин­дийский царевич Сиддхарта Гаутама(556-476 до н.э.), прозванный впослед­ствии Буддой (Просветленным).

Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — явля­ется краеугольным камнем буддизма. Комбинация их со­ставляет то, что принято считать телом, ощущениями, ду­шой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не со­ставляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как пра­вило, не осознает.

В основу нравственного учения Будды положены, четыре «благородные истины»:

"истина страдания" (универсальное свойство челове­ческой жизни, им проникнуты все ее стороны);

"истина причины " (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);

"истина освобождения " (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей);

"истина пути" (освобождение от страданий и достиже­ние нирваны).

Путь, ведущий к освобождению от страданий, достиже­нию нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: пра­вильная вера; правильная решимость; правильная речь; пра­вильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосре­доточение.

Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было породить нравственное очищение человека в свете истины.

Локаята (VIII-VII вв. до н.э.) — неортодоксальное мате­риалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар -четыре, вака - слово). Чарваки учили, что в основе мира ле­жат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: