Отрывки из философских текстов

Невежество — тяжкое бремя.

Фалес

 

Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о мно­гом были хорошо осведомлены.

Гераклит

Гражданин без собственности не имеет отечества.

Пифагор

Прекрасна во всем середина: мне по душе ни избыток, ни недостаток.

Демокрит

Сколь же много есть вещей, без которых можно жить.

Сократ

Богатство вовсе не слепо, оно прозорливо.

 

Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

Платон

Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.

***

Не цель бывает предметом решения, а средства к цели.

Аристотель

 

Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смятения души.

Эпикур

 

Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами.

Сенека

Смотри вовнутрь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

Аврелий

В собственность жизнь никому не дается, а только на время

Лукреций

 

 

Тесты

1. Первым античным философом является:

а) Пифагор;

б) Фалес;

в) Сократ.

2. Анаксимандр ввел в философский обиход понятие

а) архэ;

б) апейрон;

 в)асидрон;

г) оксюморон.

3. Родоначальником античной диалектики был:

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Сократ.

4. Первым античным атомистом является:

а) Левкипп;

б) Эпикур;

в) Демокрит.

5. Метод философствования, предложенный Сократом

называется:

а) майевтика;

б) эклектика;

в) софистика.

6. Платон является автором учения:

 а) о материи;

б) идеях;

в) логосе.

7. Учение об "экономике" и "хрематистике" разработал:

а) Протагор;

б) Аристотель;

в) Эпикур.

8. Материалистическую философию в античном Риме раз­вивал:

а) Аврелий;

б) Лукреций;

в) Цицерон.

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Ключевые понятия

Теология (греч. theos — бог и logos — учение) — "теоретический срез" религиозного сознания, образующийся на основе формально-рационалистического толкования "Священного Писания", истинность которого христианином принимается на веру, как откровение Бога.

Креационизм (лат. creatio — создание) — религиозное учение о творении мира Богом из ничего в едином творческом акте.

Провиденциализм (лат. providentia — провидение) —религиозно-философское учение, согласно которому развитие общества определяется таинственными, внешними по отношению к нему, силами — Богом, Провидением.

Откровение — сверхчувственное, непосредственное постижение истины верующим человеком.

Патристика (лат. pater –отец – учение основоположников ("отцов церкви"), утверждавших в II-IV вв. догмы христианства и стремившихся при этом приспособить философию эллинизма (неоплатонизм) для обоснования христианского вероучения.

Схоластика (лат. shola — школа) — отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных богословских текстов.

Универсалии (лат. universalis — общий) — определение общих идей. В споре об универсалиях речь шла о том, являются ли они объективными, реальными или это просто имена вещей.

 

Особенности философского мышления

1. Теоцентрический характер философского умозрения.

2.Основные философские методы: герменевтический, дидактический, рационалистического интуитивизма.

3. Доминирование религиозно-идеалистического мировоззрения, главный принцип которого — "Философия - служанка богословия".

4. Магистральные идеи: Бог, Троица, Творение.

5. Схоластические дискуссии как способ «диалектического» сопряжения «Мира Горнего» и «Мира Дольнего».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: