Словесные методы и приемы обучения

Методы Приемы
1- Рассказ педагога. Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна. 2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы). 3- Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы. 4- Чтение художественной литературы ü вопросы (требующие констатации;побуждающие к мыслительной деятельности); ü указание(целостное и дробное); ü пояснение; ü объяснение; ü педагогическая оценка; ü беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.).

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1- Упражнение –это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие). Дидактические правила проведения упражнений: 1-ставить перед детьми учебную задачу; 2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением; 3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования; 4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля. 2- Элементарные опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. 3- Моделирование– это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы Приемы
1. Дидактическая игра 2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями,соответствующим игровым оборудованием. ü внезапное появление объектов; ü выполнение воспитателем игровых действий; ü загадывание и отгадывание загадок; ü введение элементов соревнования; ü создание игровой ситуации.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя.

Кроме наглядных методов обучения, в методике развития изобразительной деятельности детей используются специальные вербальные методы и практические, отличающиеся от традиционных.Среди вербальных методов можно назвать вопросно-ответный метод (диалоговый метод), эвристические беседы (в программе "Войди в мир искусства" М. В. Мацкевич), методы воспитательного чтения и литературно-художественного чтения (в программе "Красота. Радость. Творчество" Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной) и др.

Среди практических – метод упражнения в практических действиях (в "Программе художественно-эстетического воспитания" Т. Фокиной, В. Хитровой); игровой метод (в программе "Войди в мир искусства" М. В. Мацкевич) и др.

Следующая категория, описывающая процесс обучения детей дошкольного возраста, – форма организации обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения.

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми
Групповая (индивидуально-коллективная) Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения
Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Использовать данные формы обучения можно как в специально организованном виде, так и в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная (рисование, аппликация, лепка), общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения, конструирование как деятельность.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П. И. Пидкасистый).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: