Философия Декарта – основоположник рационализма. Учение о субстанции. Дуализм

Рационализм — философское направление, признающее разумосновой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит эмпиризму.

Не как вести себя в мире, а как познать его, - вот основной вопрос новой философии.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650). Заслуга Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, а также выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

1) в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);

2) зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);

3) следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

4) сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

5) мыслить может реально существующий человек;

6) следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Учение Декарта о субстанции.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

1) материальные (вещи. Материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности).

2) духовные (идеи, т.е. все, что обладает свойством мышления).

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной(мыслящей).

Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

 Дуализм Декарта.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Философское учение Б. Спинозы

Идея субстанции занимает центральное место в философской системе Спинозы. Субстанция абсолютна, бесконечна, независима. Она – причина самой себя; она есть то, что делает вещи реальными, то, в силу чего они существуют и возникают. Как Первопричина, она называется Богом, но это слово Спиноза понимает не в христианском смысле. В его философии Бог – не личный Дух, а только сущность вещей. Атрибуты, т. е. свойства единой субстанции чрезвычайно многочисленны, но из них человек познаёт только те, которые он находит в самом себе, а именно – мышление и протяженность.

Протяжённость (материальный мир) и движение (мир идеальный) признаются в философии Спинозы двумя доступными человеческому уму атрибутами субстанции. Протяженность, модифицируясь, создаёт движение. Мышление, модифицируясь, становится умом и волей. Движение, ум, воля, т. е., весь воспринимаемый нами мир – модусы или состояния субстанции, или, что одно и то же, состояния её атрибутов. Согласно Спинозе, эти модусы так же бесконечны, как и атрибуты, чьими видоизменениями они являются. Бесконечные модусы (Модус в философии Спинозы - единичное состояние субстанции в атрибутах мышления и протяжения) образуют каждый бесконечные серии конечных модусов. Движение, т. е., бесконечно модифицированная протяженность, создаёт ту бесконечность конечных модусов, которую мы называем телами.

Учение о душе и решение психофизической проблемы.

Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи (дуализм), считает Спиноза. На самом деле это две разные формы проявления одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть то же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом – как модус протяжения (материи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: