Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.
Система права – этовнутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:
Норма права | правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений |
Институт права | совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве) |
Подотрасль права | обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право) |
Отрасль права | совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования |
|
|
Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.
Для отрасли права характерны следующие признаки:
-- особые предмет и метод правового регулирования;
-- специфические отраслевые принципы;
-- количественная достаточность юридических норм;
-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;
-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.
Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.
Система права и система законодательства, их соотношение.
Система права представляет собой внутреннюю структуру права, его внутреннюю организацию. Следовательно система права формируется на объективной основе. Законодатель, издавая норму, не волен поместить ее в любую отрасль права по своему усмотрению. Норма включается в отрасль, которая регулирует те общественные отношения, для упорядочения которых эта норма предназначена. Если законодатель принял норму, предназначенную для регулирования семейных отношений, он не может произвольно ее поместить, скажем, в отрасль административного права.
|
|
Руководствуясь системой права как объективной основой законодательства, правотворческий орган, создавая нормативный правовой акт, может учитывать не только требования этой объективной основы, но и другие факторы. В частности, потребности практики, цели и удобства государственного управления в той или иной сфере общественной жизни и т.д. С учетом этого он имеет возможность объединять нормативные акты, помещать нормы различных отраслей права в один акт и т.д. С учетом этого законодатель формирует систему законодательства, т.е. совокупность нормативных правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Таким образом, система праваи система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой так, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную юридическую форму. В этом смысле система права и система законодательства близки и в основном совпадают. Между ними есть и различия:
1. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства - статья, параграф, пункт нормативного правового акта.
2. В системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. 3. В системе законодательства могут создаваться по необходимости и такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права, поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.
Таким образом, система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят две группы отраслей.
Методы правового регулирования общественных отношений.
Отрасли и институты права. Общая характеристика отраслей права
Республики Беларусь. Публичное и частное; материальное и процессуальное
Право.
Республика Беларусь унаследовала систему права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь и состоит из следующих основных отраслей: Конституционноеправо – отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы. Гражданскоеправо – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административноеправо – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Финансовоеправо представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в финансовой сфере.
Земельноеправо – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. Трудовоеправо представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, основанные на трудовом договоре, а также другие, тесно с ними связанные отношения. Семейноеправо регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Уголовноеправо объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают виды наказаний и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления. Уголовно-исполнительноеправо – система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Уголовно-процессуальноеправо составляет систему правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Гражданско-процессуальноеправо – система норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Административно-процессуальноеправо – система норм, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий.
|
|
К первой группе (материальноеправо) относятся отрасли права, непосредственно регулирующие общественные отношения. К отраслям материального права относятся конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права.
К процессуальному праву относятся те отрасли, в которых устанавливается порядок рассмотрения юридических дел. Это уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право.
Ч астноеправо охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. Публичное право включает в себя нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и организациями.