Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, а также с их разрешения -негосударственных организаций по упорядочению правового материала, приведению его в определенную согласованную систему (А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский).
Цели систематизации – приведение действующих нормативных актов в четко упорядоченную и согласованную систему для упрощения пользования ими.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что с течением времени некоторые нормативные акты устаревают, входят в противоречие с другими актами, между ними возникают коллизии и т.п.
Современная юриспруденция использует, в основном, три вида систематизации: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.
Кодификация – такой вид систематизации, который предполагает коренную переработку нормативного правового материала или внесения в него новых существенных изменений и дополнений.
В результате кодификации создается новый нормативный акт, обладающий цельным характером. Он объединяет нормативный материал, регулирующий однородные общественные отношения и имеющий, как правило, сложную структуру. Примеры: кодексы, положения, уставы, правила. Инкорпорация представляет собой объединение нормативных правовых актов, при котором они включаются в различные сборники без изменения их содержания. Выделяются два вида инкорпорации: официальная и неофициальная. Официальная инкорпорация предполагает издание сборников правовых актов государственными органами. Эти сборники являются официальными источниками права. В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат обязательной регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь. Неофициальная инкорпорация включает в себя издание сборников правовых актов государственными и негосударственными юридическими учреждениями (научными и учебными), отдельными учеными и просто гражданами. К онсолидация как форма систематизации предполагает объединение в сводном правовом акте различных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. В процессе подготовки консолидированного акта осуществляется редакционная правка объединяемых правовых актов, производится внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем. Консолидация имеет только официальный характер. Примеры: Свод законов Российской империи; Свод законов СССР; Свод законов Республики Беларусь (работа над ним осуществляется Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь). |
Понятие и основные требования юридической техники.
Юридическая техника – это совокупность (комплекс) приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.
Юридическая техника охватывает как приемы организации правового материала, его конструирования, так и требования к юридическому языку, юридической терминологии, к внешнему оформлению актов и др.
Оформление и структура актов также должны соответствовать следующим требованиям:
– нормативный правовой акт имеет соответствующие реквизиты: наименования вида акта (закон, указ, постановление), его заголовка, указывающего на предмет регулирования (о гражданстве, об аренде); названия органа, должностного лица, его издавшего, наличия официальных подписей, даты, места принятия, номера и др.;
– нормативный правовой акт имеет определенную структуру: законы обычно подразделяются на статьи, а правительственные, ведомственные акты, акты местных органов – на пункты. Если акт достаточно крупный, объемный, то в нем должно быть деление на части (общая, особенная), разделы, главы. В таких актах присутствуют обычно преамбулы, т.е. вводные части, в которых указываются цели, задачи, мотивы их принятия.