Понятие и признаки нормативно-правового акта

Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы.

Такое определение содержится в ст.1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.

По сравнению с другими источниками права нормативный правовой акт обладает следующими отличительными признаками:

1) имеет точно установленную юридическую форму (закон, декрет, указ, постановление и др.);

2) издается уполномоченными на то субъектами правотворчества – государственными органами, должностными лицами или путем референдума;

3) содержит новые нормы права.

Указанные признаки предопределяют преимущества нормативных правовых актов. Они содержат четкие формулировки правовых предписаний для участников правоотношений, что делает их понятными для населения. Нормативными актами можно пользоваться многократно в типичных ситуациях, на которые они рассчитаны. При необходимости текст нормативных правовых актов можно поправить путем внесения соответствующих изменений и дополнений.

В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права.

В Республике Беларусь нормативный правовой акт имеет множество разновидностей. Основные из них перечислены в ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.

К их числу относятся: 1) Конституция; 2) решения референдумов; 3) программные законы; 4) кодексы; 5) законы; 6) декреты Президента; 7) указы Президента; 8) постановления палат Парламента; 9) постановления Правительства; 10) акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, имеющие нормативный характер; 11) постановления республиканских органов государственного управления (Национального банка, министерств и ведомств); 12) регламенты государственных органов; 13) инструкции; правила, уставы, приказы, носящие нормативный характер; 14) решения местных органов управления и самоуправления.

Характерной особенностью всех нормативных правовых актов является то, что они содержат новые нормы права, то есть правила поведения, регулирующие определенную сферу общественных отношений, рассчитанные на широкий круг лиц и неоднократное применение в типичных ситуациях.

Виды нормативных актов.

видах НПА:

1. Это, конечно же, КонституцияРеспублики Беларусь – основной закон государства.

2. Испытанные нами Решения референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни (бывают местные и республиканские).

3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.

4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.

5. У казы и декреты главы государства – имеющие силу закона

6. Нормативные правовые акты, принимаемые палатами Национального собрания – постановления палат Парламента.

7. Издаваемые Правительством постановления (постановления Совета Министров).

8. Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.

9. Постановления Национального банка

10. Регламент – содержит совокупность правил, определяющих порядок деятельности органов, его принявших (издавших).

11. Инструкция – детально определяет содержание определенной области общественных отношений

12. Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

13. Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа.

14. Приказ республиканского органа государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления.

Акон: понятие и виды. Стадии законодательного процесса.

Законодательный процесс – это порядок деятельности по созданию закона.

Ая стадия: Планирование и прогнозирование развития законодательства.

2-ая стадия: Законодательная инициатива. Согласно ст. 99 Конституции РБ, право законодательной инициативы принадлежит: − Президенту; − Депутатам Палаты представителей; − Совету Республики; − Правительству; − а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей Национального Собрания Республики Беларусь.

3-я стадия: Подготовка проекта закона. Подготовка проекта включает в себя: − рассмотрение законотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; − организационное и финансовое обеспечение его подготовки;− сбор необходимых материалов и информации;− разработку концепции проекта;− составление текста проекта;− согласование проекта с заинтересованными государственными органами;− проведение юридической и иных необходимых экспертиз. Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе, которую проводит Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Ая стадия: Предварительное рассмотрение проекта закона.

5-ая стадия: Рассмотрение проекта закона на заседаниях палат Парламента и принятие закона. Опубликование закона – это напечатание его полного текста в установленном официальном периодическом издании. В Республике Беларусь официальными изданиями являются газеты «Звязда» и «Народная газета».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: