Форма правления - это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимодействия между собой и с населением страны.
Еще из Древней Греции идет разделение форм правления на виды в зависимости от числа правящих Лиц (Геродот, Платон, Аристотель). Если власть принадлежит одному - монархия, если немногим - аристократия, если всем - республика. Это деление дошло и до сегодняш-них дней, лишь среднее звено - аристократия - было утрачено в ходе развития государственности.
Монархией считают форму правления, обладающую следующими признаками:
1) верховная власть принадлежит одному лицу;
2) власть передается по наследству;
3) власть осуществляется пожизненно;
4) власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью;
5) монарх является юридически безответственным.
Традиционно монархии делят на абсолютные и ограниченные.
При абсолютной монархии власть монарха не юридически, не фактически неограниченна. Он является главой государства, имеет всю полноту власти при принятии законов, возглавляет правительственную власть, является высшей судебной инстанцией (Франция 15 - 18 вв., современные Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар и др.);
|
|
При ограниченной монархии верховная власть распределена между монархом и другими государственными органами (парламентами, сословно-представительными органами и др.) (Великобритания, Швеция; Испания). Среди ограниченных монархий обычно выделяют дуалистические и конституционные. В дуалистических монархиях монарх возглавляет правительство, но законодательствует парламент, по отношению к которому, в тоже время монарх обладает правом вето (Пруссия в первой половине 19 в.). В конституционных монархиях монарх является формальным главой государства, а реальная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит конституционно сформированным органам власти. Таким образом, основной признак монархии, заключающийся в принадлежности верховной власти монарху, имеет при ограниченной монархии в большей или меньшей степени формальный характер. К ограниченным монархиям можно отнести сословно-представительскую, дуалистическую, конституционную.
Республика как форма правления обычно наделяется следующими признаками:
1) верховная власть принадлежит коллегиальному органу;
2) данный коллегиальный орган избирается всем населением;
3) он избирается на заранее установленный срок;
4) естественно, что верховный орган зависит от избирателей.
По поводу первого признака имеются принципиальные разногласия. Сторонники формально - юридического подхода к вопросу о форме правления трактуют его именно так как записано, сопровождая при этом упоминанием о народном суверенитете, в соответствии с которым верховная власть государства производна от власти народа. Традиция же идущая из Древней Греции, распространенная в дореволюционной российской науке, когда обязательным элементом государства считали союз людей (народ), поддерживаемая многими и сегодня, считает верховную власть в республике, непосредственно принадлежащей народу, а не какому-либо им избранному органу. Впрочем, для общего анализа республиканской формы правления это почти ничего не меняет.
|
|
Республики традиционно делят на парламентские и президентские. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчетна и подконтрольна.
В президентских республиках (США, Аргентина, Мексика) президент является главой государства и, как правило, главой исполнительной власти. Президент единолично, в некоторых республиках с согласия парламента (США) формирует правительство, может его распустить, правительство ему подотчетно. Перед вновь избранным президентом правительство складывает свои полномочия.
В парламентских республиках (ФРГ, Индия, Италия) правительство формируется парламентским большинством. Правительство подотчетно и подконтрольно парламенту. С потерей на очередных выборах парламентского большинства, правительство уходит в отставку. В парламентских республиках, как правило, предусматривается пост президента, который, впрочем, играет формальную роль.
В смешанных республиках (Франция, Финляндия) полномочия по формированию правительства и контролю за ним делят президент и парламент.