double arrow

Принципы организации и деятельности аппарата современного государства.

Государственный аппарат, как и государство в целом действует на основе некоторых основополагающих начал, то есть принципов, к важнейшим из которых обычно относят: народовластие, разделение властей, верховенство права.

Народовластие – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата. Конституционно-правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Формами народовластия являются прямая (непосредственная) и представительная демократия (народовластие). При прямой демократии население страны, её части непосредственно решает вопросы государственного управления, которые за тем не требуют никакого одобрения со стороны государственных органов. Основными каналами прямой демократии в России являются прямые выборы, референдумы различных уровней, сходы граждан, на уровне местного самоуправления. При представительной демократии от имени народа управление государственными делами осуществляют избранные населением представители. В качестве примера, в первую очередь, следует назвать деятельность представительных учреждений различных уровней (Государственная Дума Российской Федерации, законодательные органы субъектов российской Федерации, представительные органы на уровне местного самоуправления).

Разделение властей – принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Принцип верховенства права применительно к государственному аппарату означает, что организация и вся деятельность последнего строиться на основе и во исполнение права. В первую очередь, это воплощается в верховенстве закона. Закон являются нормативным актом высшей юридической силы, принимаемым высшим представительным органом – парламентом. Наиболее важные общественные отношения, касающиеся формирования и функционирования государственного аппарата должны регулироваться законами. Подзаконные нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

Среди других принципов следует назвать принципы гласности, профессионализма, федерализма (для федеративных государств), сочетания единоначалия и коллегиальности и др.

Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

Профессионализм означает необходимость использования в деятельности государственных органов образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой, – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: