Общая характеристика отраслей российского права

В теории права выделяют базовые и производные отрасли.

К базовым отраслям относят конституционное, гражданское, административное и уголовное право. Данные отрасли регулируют наиболее общие и важные отношения в различных сферах общественной жизни.

К производным отраслям относятся семейное, трудовое, земельное, налоговое и др. отрасли права. Они выделились из базовых отраслей права и регулируют более узкие, специальные сферы общественных отношений.

 

Для романо-германской системы права, в том числе и для российской характерно деление права на частное и публичное.

К публичному праву относят отрасли, регулирующие отношения непосредственно связанные с государством и его органами (конституционное, административное, уголовное, финансовое и др. отрасли).

К частному праву относят отрасли регулирующие сферу частного интересы, в которой действуют равные субъекты (гражданское, семейное, трудовое право).

 

Отрасли права делятся также на материальные и процессуальные отрасли.

Материальное отрасли права – это отрасли, которые прямо регулируют общественные отношения; закрепляют государственный и общественный строй, формы собственности, структуру и компетенцию государственных органов; устанавливают права и обязанности граждан и организаций.

Процессуальные отрасли права имеют организационно-процедурный характер, регулируют порядок разрешения юридических дел. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него (гражданский процесс, уголовный процесс, административный процесс).

 

Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

 

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты

Строение законодательства является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

 

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права (включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву);

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: