Субъектами правотворчества, как правило, являются государственные органы и должностные лица, но большое количество норм права принимаются негосударственными органами, организациями, населением. В зависимости от этого правотворчество делят на следующие виды:
1) Правотворчество компетентных государственных органов. Это основной вид правотворчества. Им занимается большое количество государственных органов. От уровня и полномочий государственного органа зависит юридическая сила нормативно-правового акта.
Данный вид правотворчества по виду нормативных актов можно разделить на законотворчество и подзаконное правотворчество. Законотворчество отличается особым субъектом осуществления, ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы, строгой процедурой рассмотрения и принятия проекта и др.
Подзаконное правотворчество отличается многочисленностью субъектов, к которым в России, например, можно отнести президента, правительство, федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, субъекты управления на предприятиях, учреждениях и др. Подзаконное правотворчество во многом определяется существующими законами, а также сложностью, многообразием общественных отношений, требующих правового урегулирования. Подзаконное правотворчество по сравнению с законотворчеством более оперативно, обладает большей гибкостью, меньшей формальностью, компетентностью правотворческих органов. С другой стороны оно более закрыто и неподконтрольно обществу.
|
|
2) Правотворчество органов местного самоуправления. Оно тесно примыкает к правотворчеству государственных органов. Но так как действующая Конституция РФ выводит местные органы самоуправления из системы государственных органов, то соответственно и правотворчество местных органов самоуправления образует особый вид правотворчества.
3) Локальное правотворчество. Это деятельность по принятию нормативно-правовых актов учредителями и иными субъектами управления негосударственных предприятий, учреждений, организаций.
4) Непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).
5) Санкционирование государством норм, которые сложились независимо от него в виде обычая. Строго говоря, это нельзя считать правотворчеством, так как нормы права складываются спонтанно, без целенаправленной деятельности государства. Государство в этом случае лишь одобряет уже существующие нормы.
58. Понятие законодательства. Систематизация законодательства: понятие, необходимость и значение.
|
|
Нормативно-правовые акты в современном государстве принимаются большим количеством самых различных государственных и даже негосударственных органов. При этом каждый орган может принимать множество нормативно-правовых актов. Система законодательства постоянно меняется, вновь принятые акты отменяют, изменяют уже действующие акты, устанавливают новые нормы права.
Для того чтобы эффективно использовать нормативно- правовые акты, оперативно находить нужные нормы права, необходимо упорядочить правовой материал: устранить утратившие силу нормативные предписания, свести воедино акты, изданные по одному вопросу и т.п. Такую деятельность и называют систематизацией нормативно-правовых актов.
Систематизация нормативно-правовых актов - это упорядочение нормативно-правовых актов, придающее им характер системы.
Систематизация отличается по осуществляющим его субъектам, тематике нормативно-правовых актов, их объёму, времени издания, степени упорядочения, глубине переработки. Соответственно этому выделяют четыре способа систематизации: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.