Процесс правообразования и правотворчество. Правотворческий процесс и его основные стадии

Правообразование — форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит вне правотворчества государства, в рамках гражданского Правообразование питает Правотворчество новыми правовыми идеями, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

обычно выделяют четыре стадии правотворческого процесса:

1.       Законодательная инициатива – управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

 

(Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ – по вопросам их компетенции).

2. Обсуждение проекта – осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения – его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

__________________________ (ниже) подробнее_____________________________________________

Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

 

1). Принятие решения о подготовке проекта.

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.

Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта.

4). Предварительное обсуждение проекта.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

 

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

 

Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях:

 При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта; его официальное оглашение

 

56. Принципы правотворчества.

Принципы правотворчества:

- принцип демократизма, население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение учитываться при разработке и принятии нормативных актов;

- принцип законности, правотворчество должно осуществляться только уполномоченными на то компетентными органами с соблюдение всех требований к его процедуре;

- принцип гласности, правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для населения форме;

- принцип научности, к участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики, которые должны дать прогноз последствий принятия того или иного нормативного акта;

- принцип профессионализма, правотворческая деятельность должна осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

- принцип плановости, правотворческая деятельность должна осуществляться по заранее продуманному плану;

- принцип исполнимости, принимаемы нормативные акты должны иметь финансовую и кадровую базу, необходимую для их должного исполнения.

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: