double arrow

Законодательная стилистика.


 

Законодательный стиль - это совокупность приемов использования средств языка при создании нормативно-правовых актов. Определяется использованием юридической терминологии, юридических конструкций, иных средств юридической техники, правил создания официальных текстов и юридического языка.

Для законодательного стиля сферой общения является право. Цель правового общения видится в урегулировании общественных отношений, в достижении определенного правопорядка.

Законодательный стиль должен быть нацелен на точную и полную передачу воли законодателя и обеспечивать при этом доступность и понятность этой воли.

Приоритетом является точность и определенность передачи воли законодателя, а не ясность и понятность текста для широких слоев.

Законодатель, стремясь передать свою волю, должен в максимально возможной степени обеспечить доступность правового текста посредством использования общеизвестной терминологии, простых конструкций, без перегрузки придаточными предложениями.

Для стиля нормативных актов должна быть характерна четкая, энергичная передача мыслей, направленная на формирование установки на выполнение правовых предписаний.




Законодатель должен стремиться к краткости формулировок, но обобщение не должно приводить к двусмысленности, неясности фраз.

 

Техника правоприменительных актов.

Применение права – это особая форма реализации права, представляющая собой властную деятельность компетентных органов по разрешению юридического дела, направленную на установление прав и обязанностей индивидуально-определенного субъекта права и закрепление их в специальных индивидуальных решениях.

Результатом применения права является принятие правоприменительного акта.

Правоприменительный акт, как и нормативный акт, является разновидностью правового акта.

Общие признаки:

Принимаются компетентными органами по закрепленной процедуре

Носят государственно-властный характер

Имеют закрепленную в праве форму.

В отличие от нормативных актов правоприменительные акты имеют строго персонифицированный характер.

Правоприменительные акты обусловлены нормативными актами, они принимаются на основе норм права, содержащихся в нормативных актах. Играют регулятивную функцию, но индивидуального характера.

Такое средство как юридическая терминология в полной мере используется и при правоприменении.

1)       В целом терминология правоприменительного акта соответствует терминологии применяемых норм права

2)       Более широкое применение общеупотребительных и специальных неюридических терминов, являющееся следствием непосредственной ,«живой» связи правоприменения с конкретными общественными отношениями, многообразие и сложность которых неспособна отразить ни одна норма права



Используется средство юридической техники как юридическая конструкция.

В актах применения права материал излагается способами описания, повествования, рассуждения, предписания.

Описание характеризует выделение и перечисление признаков субъекта, действия, события, объекта (явления).

Рассуждение представляет собой ряд мыслей, умозаключений, изложенных в логически последовательной форме и отражающих внутреннюю связь явлений.

Предписание-это властное требование к субъекту права.

Повествование и описание лежат в основе изложения материала в описательной и мотивировочной частях актов применения права. Рассуждение широко используется в мотивировочной части, оно лежит в основе аргументации и доказывания. Предписание характерно для резолютивной части.

Постоянство, повторяемость жизненных ситуаций, требующих применения права, приводит к использованию технико-юридического средства, как типизация. Получающих выражение в формулярах (образцах) актов-документов. Фиксируются реквизиты документов, а также часть текста, отражающая типичные и устоявшиеся взаимосвязи общественных явлений. Правоприменитель заполняет пустые строки документа информацией о конкретном деле.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.



Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Структуру правоотношения составляют:

•         объект;

•         субъекты;

•         юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).

Объекты - те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.

Субъекты - участники правоотношения, выступающие в качестве управомоченной (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно и управомоченной и обязанной.

Субъективное право - мера возможного поведения управомоченной стороны.

Юридическая обязанность - мера должного поведения обязанной стороны.

 







Сейчас читают про: