double arrow

Виды систематизации законодательства

Систематизация отличается по осуществляющим его субъектам, тематике нормативно-правовых актов, их объёму, времени издания, степени упорядочения, глубине переработки. Соответственно этому выделяют четыре способа систематизации: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Учет-это упорядоченная система по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии правовых актов нормативного характера, включающая систему поиска нужной правовой информации.

Учет производится многими государственными, муниципальными органами, крупными юридическими лицами в целях эффективного правового обеспечения собственной деятельности. Коммерческими организациями с целью получения прибыли за предоставление информационно-правовых услуг.

Источники: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», «Бюллетень международных договоров», www.pravo.gov.ru

Обычно выделяют журнальный учет, картотечный учет и учет с помощью ЭВМ.

Инкорпорация - это способ систематизации нормативно-правовых актов без изменения формы и содержания, при котором происходит их объединение в сборники.

Результатом инкорпорации являются сборники нормативно-правовых актов. При инкорпорации не вносятся изменения в правовое регулирования, то есть не принимаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Нормативно-правовые акты подвергаются лишь внешней обработке - из них удаляются отменённые статьи и включаются принятые ранее изменения и дополнения с соответствующими указаниями.

Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты располагаются в сборнике в соответствии со временем их принятия, и предметной, когда в сборник объединяются нормативно-правовые акты, имеющие общий предмет правового регулирования.

По субъекту осуществления инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности.

Неофициальная инкорпорация может проводиться государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в собственной правореализующей деятельности либо с коммерческими целями. В этом случае на сборники нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел.

Инкорпорация не решает всех проблем систематизации, с его помощь нельзя, например, устранить множественность нормативно-правовых актов, регулирующих близкие общественные отношения. Такая проблема преодолевается с помощью консолидации.

Консолидация - это систематизация нормативно- правовых актов без изменения содержания путём объединения их в единый акт.

Результатом консолидации является не сборник, а новый нормативно-правовой акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. Но при этом не вносятся изменения в правовое регулирование, новые нормы права не принимаются, может лишь осуществляться редакционная правка, например, устраняться повторы. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы. Таким образом, это всегда правотворческая деятельность, но правотворчество в этом случае выступает методом, а суть консолидации заключается именно в систематизации нормативно-правовых актов.

Кодификация - это систематизация и коренная переработка нормативно-правовых актов путём объединения их в единый обобщающий акт.

Результатом кодификации, как и при консолидации, является новый нормативно-правовой акт. Однако, кодификация не ограничивается внешним объединением актов в один акт, она включает качественную переработку правового материала путём изменения, отмены прежних и принятия новых норм права. Поэтому кодификацию можно считать разновидностью и систематизации, и правотворчества.

Таким образом, к признакам кодификации можно отнести:

1)       осуществление только компетентным правотворческим субъектом;

2)       внесение существенных изменений в правовое регулирование;

3)       результатом является новый нормативно-правовой акт, обобщающего характера (кодекс, основы законодательства, устав, положение, правила).

Кодификация часто направлена на создание в отрасли законодательства своеобразного нормативного ядра, вокруг которого группируются иные нормативные акты. Это упорядочивает отрасль в целом, приводит к её устойчивости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: