План счетов. Двойная запись.
Планом счетов - систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ, либо представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). В настоящее время используется План счетов, утвержденный приказом Мин.фин.РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Действующий План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов.
Раздел I. Внеоборотные активы (01—09). Раздел II. Производственные запасы (10—19).
|
|
Раздел III. Затраты на производство (20—39). Раздел IV. Готовая продукция и товары (40—49).
Раздел V. Денежные средства (50—59). Раздел VI. Расчеты (60—79).
Раздел VII. Капитал (80—89). Раздел VIII. Финансовые результаты (90—99).
В самостоятельном разделе Плана счетов представлены забалансовые счета (001—011), предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и др.), а также для контроля за отдельными хоз-ми операциями. БУ этих объектов ведется по простой системе.
В Инструкции по применению Плана счетов дана хар-ка синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, а также типовая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности или совершения операций, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация дополняет ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов.
На основании Плана счетов БУ и Инструкции по его применению организация утверждает Рабочий план счетов БУ, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения БУ.
Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, организация использует исходя из требований управления. Перечень субсчетов может дополняться, уточняться в целях детализации учета, усиления контроля и составления отчетности.
|
|
Порядок ведения аналитич. учета организация устанавливает на основании Инструкции по применению плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования БУ.
Любая хоз. операция в равной мере на одну и ту же сумму затрагивает дебет одного счета и кредит другого, что позволяет вести БУ способом двойной записи.
Сущность двойной записи - каждая хоз. операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.
Корреспонденции счетов - Связь между двумя счетами
Бухгалтерские записи - Отражение корреспонденции счетов в виде бух.записи, содержащей указания на корреспондирующие счета, сумму и содержание хозяйственной операции.
Под «бухгалтерской проводкой» понимается указание на корреспондирующие счета.
Понятие налогового учета. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учетов.
Одно из направлений реформирования системы БУ в РФ на ближайшую перспективу - завершение формирования рыночной модели взаимодействия системы налогообложения и системы БУ. Проблема заключается в оптимальном соотношении правил ведения БУ и налогообложения применительно к сложившимся условиям хозяйственной деятельности.
В настоящее время в России БУ существенно зависит от постоянных изменений в налоговой системе. Чтобы избежать этой зависимости, выделяют два вида учета: бухгалтерский и налоговый. В отличие от понятия «БУ», понятие «налоговый учет» действующим законодательством не определено. Налоговый учет - система сбора, фиксации и обработки хоз.и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика.
Идея введения в России специального налогового учета обсуждалась на протяжении последних лет и завершилась принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.98 № 147-ФЗ), а впоследствии части второй (Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ).
Традиционно выделяют две модели взаимодействия систем БУ и налогообложения.
В первой модели ( «континентальная») система БУ оформляется и функционирует под сильным влиянием и непосредственным воздействием налогообложения. В этой модели возможна разная степень зависимости БУ от налогообложения: от полной до слабой. Причем налогообложение, как правило, оказывает превалирующее воздействие на систему БУ. Представляет собой положение, при котором бух.и налоговый учет фактически совпадают и первый выполняет все фискально-учетные задачи. К данной системе относятся учетные системы Швеции, Бельгии, Испании, Италии и др.
Вторая модель предполагает параллельное функционирование бух.и налогового учета как двух самостоятельных видов деятельности, преследующих различные, подчас несводимые цели. В большинстве случаев такая модель функционирует только в двух вариантах:
- посредством внесения определенных корректировок и преобразований учетных данных для налоговых целей;
- путем дополнений к бухгалтерским процедурам, которые обеспечивают формирование в рамках системного учета готовых данных для налогообложения.
При этом в любом из двух названных вариантов исходная база бухгалтерского и налогового учета едина - это данные первичного учета.
Вторая модель соотношения бухгалтерского и налогового учета носит наименование «англосаксонская». Ее применяют, в частности, США, Англия, Австралия, Канада и др.
По степени участия БУ в системе учета налогового можно выделить три вида налогового учета:
- бухгалтерский налоговый учет, при котором показатели налогового учета формируются исключительно из данных БУ. По количеству исчисляемых налогов данный вид налогового учета является определяющим, поскольку традиционно отечественная система налогообложения была
|
|
ориентирована на показатели БУ, что свидетельствует об универсальности последнего;
- смешанный налоговый учет, при котором показатели налогового учета формируются на основе данных БУ, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;
- абсолютный налоговый учет, при котором показатели налогового учета формируются без участия БУ.
Необходимо отметить, что выделение двух моделей взаимодействия систем БУ и налогообложения является условным. На практике трудно, а иногда и невозможно однозначно идентифицировать модель, применяемую в том или ином государстве. Тенденцией развития БУ и налогового законодательства в последние годы стало разграничение принципов и трактовки одних и тех же факторов хозяйственной деятельности для целей БУ (нормы бухгалтерского права) и для целей налогообложения (нормы налогового законодательства), а также введение отдельных форм налоговой отчетности (подп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, в основу концепции БУ в условиях рыночной экономики впервые в России на законодательном уровне была положена идея формирования достоверной, объективной и полезной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта. Причем для построения системы БУ цели системы налогообложения не рассматриваются в качестве приоритетных. Следовательно, принятие ФЗ «О бухгалтерском учете», а также предпринятый в последние годы Правительством РФ ряд мер направлены на ослабление влияния системы налогообложения на БУ.
Сегодня в России еще нет четкой модели взаимодействия систем БУ и налогообложения. Для становления наиболее оптимальной модели сосуществования систем БУ и налогообложения необходим определенный период времени. Положительная тенденция проявляется в том, что БУ не предназначен исключительно для целей налогообложения, наряду с бухгалтерским учетом вводится параллельный независимый налоговый учет.