Основные этапы становления и развития федеративного устройства Российской Федерации

Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное гос-во, федерализм в официальных кругах никогда не признавался. Декларация прав трудя-щегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 1918, объявила об учреждении Советской России как федера-ции советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты единого унитарного гос-ва.

Принцип федерализма в основном провозглаша-лся лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными гос-вами, в к-рых жестко насаждался принцип унитаризма.Этапы современной история российского федерализма:

1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета - автономные республики станови-лись полноправными субъектами общесоюзного гос-ва, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах - была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.

2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отноше-ний был предложен союз по типу конфедерации

3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила гос-ва в учете интересов всех народов, осознающих гос единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.

10 апреля 1992 года в Конституцию  РФ был включен в каче-стве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Дого-вором признается суверенитет республик в сос-таве РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между фед органами гос. власти и органами гос власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

4 этап - апрель 1992 - 12.12.1993 - «От конфедерации к конституционной федерации» - подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» - углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ).

РФ - федеративное гос-во, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов. РФ - федерация дого-ворного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем гос-ве осуществляется на основе договора между ними. РФ - федерация с не суверенны-ми субъектами, так как они не обладают гос суверенитетом.

Правовая природа и конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.

Конституция  РФ, закрепила федеративное устройство РФ в составе 83 равноправных субъектов – республик

, краёв, областей, городов фед значе-ния, автономной области, автономных ок-ругов, и разграничила предметы ведения.

К. РФ расширила права субъектов РФ, в частнос-ти, всем субъектам РФ предоставила право принимать конституции (уставы) и законы, кроме того, она "подровняла" федерацию, свела до минимума различия между компетенцией республик и иных субъектов РФ. В настоящее время федеральная власть, не затрагивая основ федерализма, проводит политику централизации, укре-пления фед власти, приведения регионального законодательства в соответствии с фед.

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство - форма гос устройства, при к-ром части сложного гос-ва являются гос-вами или гос образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав

гос-ва, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим гос-вом. Характерные признаки: тер-рия федерации состоит из тер-рий ее отдельных су-бъектов, к-рые называются по-разному. В союз-ном гос-ве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит фед гос органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федера-льной) конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве фе-дераций существует единое союзное гражданство и гражданство фед единиц. При федеральном гос устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. Осно-вную общегосударственную внешнеполитичес-кую деятельность в федерациях осуществляют союзные гос органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: