Процесс звукопроизводства, его фазы и механизм

С физиологической точки зрения, процесс производства звуков (процесс звукопроизводства) является результатом деятельности органов речи (речевого аппарата) и ментальной деятельности.

Органами речи, вовлечёнными в звукопроизводство являются: диафрагма, гортань с голосовыми связками, надгортанник, глотка, ротовая полость с язычком (увулой), мягким нёбом, твердым нёбом, языком, альвеолами, зубами и губами, а также носовая полость. Язык условно разделяется на 2 части: кончик языка и спинку языка, которая, в свою очередь, подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю.

Эти органы участвуют в трёх фазах процесса звукопроизводства:

1) респирация – процесс, или механизм, дыхания, производимый и контролируемый диафрагмой, лёгкими, бронхами и трахеей;

2) фонация – процесс, или механизм, производства голоса, продуцируемый и контролируемый голосовыми связками за счёт их вибрации;

3) артикуляция – процесс, или механизм, производства звуков речи, в котором участвуют все остальные органы речи.

Этот процесс включает все движения и положения (позиции) органов речи, необходимые для образования индивидуальных звуков. Эти движения изменяют форму, размер и объём надгортанных полостей (глотки, ротовой и носовой полостей), изменяя тем воздушную струю, выходящую из лёгких.

 

Основные классы звуков речи.

Когда определённые органы речи в надгортанных полостях контактируют друг с другом, образуется преграда для воздушной струи. В результате преодоления этой преграды, возникает шум. Характер шума (фрикция (трение) либо взрыв) зависит от типа преграды (щель либо смычка). Это определяет качество согласного (щелевой / фрикативный либо смычный / взрывной).

Если при артикуляции преграда не образуется, то продуцируется гласный, т.е. гласные образуются только при помощи голоса (музыкального тона).

Сочетание вибрации голосовых связок (голоса) и наличия /отсутствия преграды (шума) определяет качество звуков речи:

+ вибрация, – преграда → гласные;

– вибрация, + преграда → глухой согласный;

+ вибрация, + преграда → звонкий согласный;

+ вибрация, + преграда, + свободный проход для воздушной струи → сонант

 

Место образования как постоянный признак английских согласных фонем.

По месту образования, т.е. по месту образования преграды, согласные делятся в зависимости от органов речи, принимающих участие в образовании преграды: губ, зубов, альвеол, твёрдого нёба, спинки языка (передней, средней, задней), гортани.

 

Способ образования как постоянный признак английских согласных фонем.

По способу образования, т.е. по способу образования преграды, согласные делятся в зависимости от характера преграды. Преграда может представлять собой смычку (полное смыкание органов речи) или щель (сближение органов речи). Соответственно, согласные делятся на смычные и щелевые. При размыкании смычки возникает акустический эффект взрыва. При прохождении воздушной струи через щель при артикуляции щелевых согласных возникает акустический эффект трения, или фрикции. Смычно-взрывные согласные нельзя «тянуть», щелевые фрикативные согласные – можно.

По способу образования также выделяются согласные сложной артикуляции, начало которых представляет собой смычный, а конец – щелевой звук. Это смычно-щелевые согласные, или аффрикаты. 

Участие голосовых связок как постоянный признак английских согласных фонем.

По участию голосовых связок английские согласные делятся на глухие и звонкие. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют, т.е. в них присутствует голос (voiced). Произношение глухих согласных связано с отсутствием вибрации голосовых связок и с отсутствием голоса (voiceless).

Среди согласных выделяется особая группа звуков, называемых сонорными, или сонантами. При их образовании в полости рта или носа наряду с преградой имеется свободный проход для воздушной струи, вследствие чего при восприятии сонантов музыкальный тон преобладает над шумом. Поэтому сонанты часто определяются как промежуточный класс между гласными и согласными. В английском языке 7 сонантов.

 

Сила артикуляции как постоянный признак английских согласных фонем.

Сила артикуляции является основным признаком для различения английских глухих и звонких согласных в начале и конце слова. Английские глухие согласные характеризуются сильной (фортисной – fortis) артикуляцией, в виду чего хорошо слышны во всех позициях в слове. Звонкие согласные характеризуются слабой (ленисной – lenis) артикуляцией, из-за чего хуже различимы в начале и, особенно, в конце слова. Звонкость английских звонких согласных в полной мере проявляется в интервокальной позиции, т.е. между гласными.

Важной чертой английского произношения является соблюдение силы / глухости и слабости / звонкости согласных во всех позициях в слове. Грубой фонетической ошибкой является типичное для русского языка оглушение звонких согласных в конце слова или под влиянием последующего глухого звука, а также озвончение глухих согласных под влиянием последующего звонкого согласного.

 

Классификация английских согласных по месту образования.

А) губно-губные (билабиальные) b,p,m,w

B) губно-зубные (лабиально-дентальные) v,f

C) переднеязычные (эпикальные):

-зубные(дентальные) s,z

-межзубные(интердентальные) ð, ɵ

-альвиолярные t,d,n,l

-альвиолярно-полотальные ʤ, ʧ,ʒ, ʃ

-заальвиолярные r

D) среднеязычно-полотальные j

E) заднеязычно-велярные g, k, ɳ

F) фарингальные h

 

Классификация английских согласных по способу образования.

Делятся в зависимости от характера преграды и характера шума:

смычно-взрывные(p, b, t, d, k, g)

щелевые фрикативные согласные(f, v, s, z, h, ð, ɵ, ʒ, ʃ)

смычно-щелевые согласные или аффрикаты(ʤ, ʧ).

 

Классификация согласных по участию голосовых связок и силе артикуляции.

Глухие – k, p, s, t, f, h, ʧ, ɵ, ʃ. – сильные.

Звонкие – b, v, g, d, z, ʤ, ð, ʒ.  - слабые.

Сонанты:

-смычно-носовые m, n, ɳ

-смычно-боковые l

-щелевые-срединные r, j, w

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: