С физиологической точки зрения, процесс производства звуков (процесс звукопроизводства) является результатом деятельности органов речи (речевого аппарата) и ментальной деятельности.
Органами речи, вовлечёнными в звукопроизводство являются: диафрагма, гортань с голосовыми связками, надгортанник, глотка, ротовая полость с язычком (увулой), мягким нёбом, твердым нёбом, языком, альвеолами, зубами и губами, а также носовая полость. Язык условно разделяется на 2 части: кончик языка и спинку языка, которая, в свою очередь, подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю.
Эти органы участвуют в трёх фазах процесса звукопроизводства:
1) респирация – процесс, или механизм, дыхания, производимый и контролируемый диафрагмой, лёгкими, бронхами и трахеей;
2) фонация – процесс, или механизм, производства голоса, продуцируемый и контролируемый голосовыми связками за счёт их вибрации;
3) артикуляция – процесс, или механизм, производства звуков речи, в котором участвуют все остальные органы речи.
Этот процесс включает все движения и положения (позиции) органов речи, необходимые для образования индивидуальных звуков. Эти движения изменяют форму, размер и объём надгортанных полостей (глотки, ротовой и носовой полостей), изменяя тем воздушную струю, выходящую из лёгких.
Основные классы звуков речи.
Когда определённые органы речи в надгортанных полостях контактируют друг с другом, образуется преграда для воздушной струи. В результате преодоления этой преграды, возникает шум. Характер шума (фрикция (трение) либо взрыв) зависит от типа преграды (щель либо смычка). Это определяет качество согласного (щелевой / фрикативный либо смычный / взрывной).
Если при артикуляции преграда не образуется, то продуцируется гласный, т.е. гласные образуются только при помощи голоса (музыкального тона).
Сочетание вибрации голосовых связок (голоса) и наличия /отсутствия преграды (шума) определяет качество звуков речи:
+ вибрация, – преграда → гласные;
– вибрация, + преграда → глухой согласный;
+ вибрация, + преграда → звонкий согласный;
+ вибрация, + преграда, + свободный проход для воздушной струи → сонант
Место образования как постоянный признак английских согласных фонем.
По месту образования, т.е. по месту образования преграды, согласные делятся в зависимости от органов речи, принимающих участие в образовании преграды: губ, зубов, альвеол, твёрдого нёба, спинки языка (передней, средней, задней), гортани.
Способ образования как постоянный признак английских согласных фонем.
По способу образования, т.е. по способу образования преграды, согласные делятся в зависимости от характера преграды. Преграда может представлять собой смычку (полное смыкание органов речи) или щель (сближение органов речи). Соответственно, согласные делятся на смычные и щелевые. При размыкании смычки возникает акустический эффект взрыва. При прохождении воздушной струи через щель при артикуляции щелевых согласных возникает акустический эффект трения, или фрикции. Смычно-взрывные согласные нельзя «тянуть», щелевые фрикативные согласные – можно.
По способу образования также выделяются согласные сложной артикуляции, начало которых представляет собой смычный, а конец – щелевой звук. Это смычно-щелевые согласные, или аффрикаты.
Участие голосовых связок как постоянный признак английских согласных фонем.
По участию голосовых связок английские согласные делятся на глухие и звонкие. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют, т.е. в них присутствует голос (voiced). Произношение глухих согласных связано с отсутствием вибрации голосовых связок и с отсутствием голоса (voiceless).
Среди согласных выделяется особая группа звуков, называемых сонорными, или сонантами. При их образовании в полости рта или носа наряду с преградой имеется свободный проход для воздушной струи, вследствие чего при восприятии сонантов музыкальный тон преобладает над шумом. Поэтому сонанты часто определяются как промежуточный класс между гласными и согласными. В английском языке 7 сонантов.
Сила артикуляции как постоянный признак английских согласных фонем.
Сила артикуляции является основным признаком для различения английских глухих и звонких согласных в начале и конце слова. Английские глухие согласные характеризуются сильной (фортисной – fortis) артикуляцией, в виду чего хорошо слышны во всех позициях в слове. Звонкие согласные характеризуются слабой (ленисной – lenis) артикуляцией, из-за чего хуже различимы в начале и, особенно, в конце слова. Звонкость английских звонких согласных в полной мере проявляется в интервокальной позиции, т.е. между гласными.
Важной чертой английского произношения является соблюдение силы / глухости и слабости / звонкости согласных во всех позициях в слове. Грубой фонетической ошибкой является типичное для русского языка оглушение звонких согласных в конце слова или под влиянием последующего глухого звука, а также озвончение глухих согласных под влиянием последующего звонкого согласного.
Классификация английских согласных по месту образования.
А) губно-губные (билабиальные) b,p,m,w
B) губно-зубные (лабиально-дентальные) v,f
C) переднеязычные (эпикальные):
-зубные(дентальные) s,z
-межзубные(интердентальные) ð, ɵ
-альвиолярные t,d,n,l
-альвиолярно-полотальные ʤ, ʧ,ʒ, ʃ
-заальвиолярные r
D) среднеязычно-полотальные j
E) заднеязычно-велярные g, k, ɳ
F) фарингальные h
Классификация английских согласных по способу образования.
Делятся в зависимости от характера преграды и характера шума:
смычно-взрывные(p, b, t, d, k, g)
щелевые фрикативные согласные(f, v, s, z, h, ð, ɵ, ʒ, ʃ)
смычно-щелевые согласные или аффрикаты(ʤ, ʧ).
Классификация согласных по участию голосовых связок и силе артикуляции.
Глухие – k, p, s, t, f, h, ʧ, ɵ, ʃ. – сильные.
Звонкие – b, v, g, d, z, ʤ, ð, ʒ. - слабые.
Сонанты:
-смычно-носовые m, n, ɳ
-смычно-боковые l
-щелевые-срединные r, j, w