Сочетания двух смычных взрывных согласных

В английском языке при произнесении сочетаний двух смычно-взрывных согласных внутри слова и на стыке слов первый смычно-взрывной звук вследствие их коартикуляции «теряет» свой взрыв. Эффект потери взрыва имеет две разновидности в зависимости от места образования контактирующих смычно-взрывных согласных:

а) выдержка. В сочетаниях смычно-взрывных согласных, идентичных по месту образования, имеет место так называемая «выдержка», или эффект удлинения согласного. Для того чтобы правильно её произнести, необходимо удерживать смычку первого согласного вдвое дольше, чем нужно для его артикуляции, а затем разомкнуть её. В результате сохраняется восприятие смежных смычно-взрывных как двух звуков:

Например: ˈtha t ˋ t ime [ˈðæ t ˋ t aɪm], ˈgoo d ˋ d ay [ˈgʊ d ˋ d eɪ],

ˈblac k ˋ c oat [ˈblæ k ˋ k əʊt]

Данное явление сохраняется и в сочетаниях смычно-взрывных согласных, идентичных по месту образования, но различных по участию голосовых связок и силе артикуляции. Однако в них за время удержания смычки происходит изменение силы артикуляции в сторону второго согласного.

Например: ˈre d ˋ t ie [ˈre d ˋ t aɪ], ˈbi g ˋ c at [ˈbɪ g ˋ k æt], ˈste p ˋ b y [ˈste p ˋ b aɪ]

б) глоттальная смычка. В сочетаниях смычно-взрывных согласных, различных по месту образования, внутри слова и на стыке слов имеет место так называемая «глоттальная смычка», или эффект неполного качества смычно-взрывного согласного. Для того чтобы правильно её произвести, необходимо образовать смычку первого смычно-взрывного согласного и, удерживая её, перевести органы речи в позицию для артикуляции второгосмычно-взрывного так, чтобы органы речи образовывали одновременно две смычки. Далее смычка первого смычно-взрывного размыкается, не производя эффекта взрыва, поскольку этому препятствует сохранение смычки второго согласного. Только после этого происходит размыкание смычки второго согласного, сопровождаемое его взрывом. В результате на месте первого смычно-взрывного согласного слышится звук неясного качества.

Например: ke pt [ke pt ] → [ke ?t ], a ctkt ] → [æ ?t ], ro bbed [rɒ bd ] → [rɒ ?d ]

ˋa ct or [ˋæ kt ə] → [ˋæ ?t ə], ˈre d ˋ c oat [ˈre d ˋ k əʊt] → [ˈre? ˋ k əʊt]

 

31. Сочетания согласных с сонантом [j].

В сочетаниях английских глухих смычно-взрывных согласных [p], [t], [k] со срединным сонантом [j] в ударной позиции внутри слова происходит двойная прогрессивная ассимиляция: полная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок и прогрессивная ассимиляция по способу артикуляции. Это означает, что под влиянием глухих смычно-взрывных согласных сонант [j], во-первых, полностью оглушается и, во-вторых, становится фрикативным, т.е. на него распространяются шум и трение предшествующих сильных согласных, которые замещают голос в образовании сонанта, в результате чего сонант [j] приобретает характер трения.

Данная особенность произношения характерна и для сочетаний сонанта [j] cо смычно-взрывными согласными [p], [t], [k] в безударной позиции и на стыке слов, а также с глухими щелевыми согласными внутри слова и на стыке слов. Однако здесь имеет место частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок, т.е. сонант оглушается в меньшей степени:

Например: t une [ tj u:n] – dune [dju:n], f ew [ fj u:] – view [vju:].

 

32. Связующее [j].

Слоги, которые заканчиваются на [i:], [ɪ], [eɪ], [aɪ], [ɔɪ], соединяются с последующим гласным при помощи звука [j], как внутри слова, так и на стыке слов. Данное явление известно как «связующее [j]».

Например: ˋ b ei ng [ˋb i:ʲ ɪ ŋ], ˋ s eei ng [ˋs i:ʲ ɪ ŋ], ˋ v oya ge [ˋvɔ ɪ ʲ ɪ ʤ];

th e ˋ e ndɪ ʲ ˋ e nd], ˈ try a ˋgain [ˈtr ʲ ə ˋgen].

33. Сочетания согласных с сонантом [w].

В сочетаниях английских согласных [t], [k], [d], [g], [s] с сонантом [w] внутри слова и на стыке слов в результате слитности их произнесения происходит регрессивная ассимиляция по активному органу артикуляции, т.е. под влиянием сонанта [w] предшествующие согласные лабиализируются.

Например: sw im [ sw ɪm], tw in [ tw ɪn], qu ick [ kw ɪk],

dw arf [dwɔ:f], ˋPara gu ay [ˋpærə gw aɪ].

В то же время под влиянием глухих согласных [t], [k], [s] происходит прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок. Это означает, что сонант [w] оглушается. После глухих взрывных согласных [t], [k] в ударном слоге сонант [w] оглушается полностью (полная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок). В остальных случаях, т.е. в безударной позиции в слове, после звука [s], на стыке слов сонант [w] оглушается в меньшей степени (частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок). Таким образом, в звукосочетаниях [tw], [kw], [sw] наблюдается взаимная ассимиляция.

Например: tw ice [ tw aɪs], i t w as [ɪtˋ wɒz]; qu ietkw aɪət], e qu al [ˋi: kw əl];

sw eet [ sw i:t], let’ s w ait [ˈlet s ˋ w eɪt].

 

34. Связующее [w].

Слоги, которые заканчиваются на [u:], [ʊ], [aʊ], [əʊ], соединяются с последующим гласным при помощи звука [w], как внутри слова, так и на стыке слов. Данное явление известно как «связующее [w]».

Например: ˋfl ue nt [ˋfl ʊʷə nt], ˋp oe t [ˋp əʊʷɪ t], ˋd oi ng [ ̀d u: ʷɪ ŋ];

t o ˋ a nswer [t ʊ ʷ ˋ ɑ:nsə], ˈ g o a ˋway [ˈg əʊ ʷ ə ˋweɪ].

 

35. Сочетания шумных согласных с сонантом [r].

В сочетаниях шумных согласных (как глухих, так и звонких) с сонантом [r] внутри слова и на стыке слов происходит прогрессивная ассимиляция по способу образования. Это означает, что под влиянием шумных согласных сонант [r] становится фрикативным, т.е. в его артикуляции возникает трение.

Кроме того, в сочетаниях глухих согласных со срединным сонантом [r] внутри слова и на стыке слов происходит прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок, т.е. под влиянием первых сонант [r] оглушается.

Данная черта произношения наиболее выражена в ударной позиции в слове в сочетаниях с глухими смычно-взрывными согласными [p], [t], [k], где происходит полное оглушение сонанта [r], т.е. полная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок:

Например: pr ice [ pr aɪs], tr ain [ tr eɪn], cr y [ kr aɪ].

В остальных случаях (в безударной позиции в слове, на стыке слов, после [sp], [st], [sk], а также после глухих щелевых согласных [f], [ʃ], [s], [θ]) имеет место частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок, т.е. сонант оглушается в меньшей степени – частично:

Например: a pr icot [ˋeɪ pr ɪkɒt], a white rose [əˈwaɪ t ̀ r əʊz], scr een [ skr i:n];

fr ee [ fr i:], shr ub [ ʃr ʌb], that’ s r ight [ˈθæt s ̀ r aɪt], thr iceθr aɪs].

Таким образом, в сочетаниях сонанта [r] с глухими шумными согласными имеет место двойная прогрессивная ассимиляция.

36. Сочетания согласных [t], [d] с сонантом [r].

В звукосочетаниях [tr], [dr] происходит регрессивная ассимиляция по месту образования. Под влиянием заальвеолярного [r] альвеолярные [t], [d] становятся заальвеолярными, т.е. кончик языка при их артикуляции смещается от альвеол вглубь полости рта по направлению к твёрдому нёбу, и после размыкания преграды оказывается непосредственно в позиции для артикуляции [r].

Например: tr ain [ tr eɪn], dr ain [ dr eɪn].

Таким образом, в сочетаниях [tr], [dr] имеет место взаимная ассимиляции: в сочетании [tr] – регрессивная ассимиляция по месту образования и двойная прогрессивная ассимиляция, в сочетании [dr] – регрессивная ассимиляция по месту образования и прогрессивная ассимиляция по способу образования.

37. Сочетания межзубных согласных с сонантом [r].

В сочетаниях [θr], [ðr] как внутри слова, так и на стыке слов, происходит прогрессивная ассимиляция по месту и по способу образования. Это означает, что под влиянием межзубных [θ], [ð] сонант [r], во-первых, становится альвеолярным и, во-вторых, одноударным фрикативным. Такой вариант фонемы [r] известен как «альвеолярный хлопóк» («alveolar tap»), или «хлопкóвая разновидность» («flapped variety»), так как при его произнесении кончик языка быстро касается альвеол, как бы «ударяется» по ним, производя при этом специфический «хлопóк», и возвращается в начальную позицию (как при нефрикативном варианте [r]).

Например: thr ee [ θr i:], wi th r ain [wɪ ð ˋ r eɪn].

Кроме того, в сочетании с глухим [θ] сонант [r] подвергается частичной ассимиляции по работе голосовых связок, т.е. в некоторой степени оглушается. Таким образом, в сочетании [θr] имеет место тройная прогрессивная ассимиляция, а в сочетании [ðr] – двойная прогрессивная ассимиляция.

 

38. Связующее [r]. Интрузивное [r].

В конечной позиции в слове между гласными на месте буквы «r» произносится звук [r], например: ˈneve r a ˋgain [ˋnevə r ə ̀gen]. Это явление носит название «связующего [r]».

В разговорном английском [r] также произносится после гласных [ə] и [ɔ:] перед последующим гласным, если буква «r» не присутствует в написании слова, например: ˈAfrica a nd ˋAsia [ˈæfrɪk ə ʳ ən ˋeiʃə], I ˈs aw a ˋman [aɪ ˈs ɔ: ʳ ə ˋmæn]. Данное явление известно как «интрузивное [r]».

39. Элизия звука [h].

Выпадение звука [h] в личных местоимениях he, his, him, her, а также вспомогательных глаголах have, has, had, если они находятся в безударной позиции в середине высказывания.

Например: ˈIs he ˏbusy? [ˈɪz i: ˏbɪzɪ ||]

ˈWhat have you ˋdone? [ˈwɒt əv jʊ·ˋdʌn]

В местоимениях he, his, him, her элизия начального звука может иметь место и в конечной позиции во фразе, что недопустимо для вспомогательных глаголов have, has, had. Вспомогательные глаголы have, has, had часто имеют сокращённую форму [v], [s]/[z], [d] в позиции после подлежащего.

Например: ˈDo you ˏknow him? [ˈdu: jʊ·ˏnəʊ ʷ ɪm ||]

ˈWho’s ˋdone it? [ˈhu: z ˋdʌn ɪt]. – ˋ I have [ˋaɪ hæv ||]

Однако во всех указанных словах элизия звука [h] не допускается, если они находятся под ударением и/или стоят в начале высказывания.

Например: ˈ He ˈlikes ˋ her but does ˈshe ˈlike ˏ him?

[ˈhi: ˈlaɪks ˋhɜ: | bət dəz ˈʃi: ˈlaɪk ˏhɪm ||]

He is ˋbusy [hɪ z ˋ bɪzɪ ||]

40. Элизия звуков [t], [d].

1) выпадение переднеязычных альвеолярных смычно-взрывных звуков [t], [d] между другими согласными внутри слова и на стыке слов. Во многих английских словах элизия исторически стала произносительной нормой.

Например: ha ndk erchief [ˋhæŋkəʧɪf], ˈla st ˋ n ight [ˈlɑ:s ˋnaɪt].

На стыке слов не допускается элизия звуков [t], [d] перед гласными, а также элизия звуков, идентичных по месту образования.

Например: He ˈwent a ˋway [hɪ ˈwent əˋweɪ ||], ˈhal f ̀ f ull [ˈhɑ:f ˋfʊł].

2) выпадение звука [d] в слове and.

Например: black and white [ˈblæk ən ˋwaɪt], you and me [ˈju: ʷ ən ˋmi:].

 

 

                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: