Образование как глобальный объект психологии высшей школы

Психология высшей школы соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей. Психология высшей школы может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить содержание преподавания ряда предметов. Основная задача исследований психологии ВШ — найти наиболее эффективные пути самообучения студента и наилучшие условия выработки навыков самостоятельного творчества.  Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Высшее образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Экономический рост последних десятилетий наглядно подтвердил, что только активная научная деятельность является главным источником инноваций, основным фактором роста экономического потенциала любой страны. Для формирования инновационной экономики государства сегодня, как никогда, возрастает роль образования. Которое должно обеспечить подготовку специалистов новой формации, способных обеспечить внедрение в экономику современных наукоемких технологий, обладающих высоким уровнем ответственности перед обществом, готовых осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.

РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ.

Вопрос о повышении конкурентоспособности заставляет обращаться к поиску конкурентных преимуществ (наличие богатой сырьевой базы, выгодное географическое положение, наличие емкого внутреннего рынка и др.), либо современных ресурсов конкурентоспособности, среди которых первостепенное значение имеет качественный человеческий капитал. Для формирования инновационной экономики государства сегодня, как никогда, возрастает роль образования. Которое должно обеспечить подготовку специалистов новой формации, способных обеспечить внедрение в экономику современных наукоемких технологий, обладающих высоким уровнем ответственности перед обществом, готовых осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Достижение этих новых требований к специалистам сегодня возможно только в системе непрерывного образования, которое складывается из первой ступени высшего образования – бакалавриата, затем магистратуре, бизнес - образовании и всевозможных кооперативных тренингах по мере продвижения по службе.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

А.А. Вербицкий выделял следующие тенденции в образовании:

1 — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. 2 — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. 3 — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. 4 –  соотносится, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым...». Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».

Психологические принципы современного образования: творческий характер развития; ведущая роль социокультурного контекста развития; ведущая роль сен­ситивных периодов развития; совместная деятельность и обще­ние; ведущая деятельность и законы ее смены; определение зо­ны ближайшего развития; расширение развития; непреходящая ценность всех этапов раз­вития; единство аффекта и интеллекта (принцип активного де­ятеля); опосредствующую роль знаково-символических структур; интериоризацию и экстериоризацию и неравномерноть (гетерохронность) развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: